Образец пояснения к бухгалтерскому балансу

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Бухгалтерская отчетность предприятия должна давать пользователям полную, достоверную информацию о реальном финансовом состоянии, результатах деятельности на заданную дату. С учетом этих требований состав форм организация определяет самостоятельно. Если баланс и отчет о финрезультатах не позволяют обеспечить пользователей дополнительными данными, составляются пояснения к бухгалтерской отчетности, а, при необходимости, можно заполнить и пояснительную записку. Рассказываем, кто должен их представлять и в какой форме.

Кому и зачем необходима копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу?

В состав бухгалтерской отчетности входят баланс, отчет о финрезультатах и приложения (пункт 1 статьи 14 № 402-ФЗ от 06.12.2011). Согласно пункту 6 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н пояснения заполняются, если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных для полного представления о финансовом положении предприятия, результатах его деятельности.

Таким образом, сдавать пояснения в налоговые органы необходимо всем организациям. В противном случае представленная отчетность будет являться неполной. Аналогичное требование распространяется и на те компании, кто отчитывается упрощенным способом.

Зачем нужно пояснять бухгалтерский баланс? В основных формах информация приводится обобщенно и не всегда дает полную картину о финансовом положении бизнеса. Чтобы при принятии экономических решений пользователи получили точную оценку состояния предприятия, представляются пояснения к бухгалтерской отчетности. В них раскрываются дополнительные данные о некоторых активах, а также обязательствах организации, ранее отраженных в формах 1 и 2.

Обратите внимание! Важно не путать пояснения к балансу и пояснительную записку. Первый бланк имеет унифицированную форму и является обязательным к заполнению, второй составляется в произвольном виде на усмотрение предприятия.

Кому предоставляются пояснения к бухгалтерской отчетности?

Пояснения сдаются в составе бухотчетности в налоговые органы. Составлять их обязаны все предприятия, чтобы полностью раскрыть данные финансовых отчетов и тем самым избежать вопросов со стороны контролирующих ведомств. Действующий бланк утвержден в Приложении N 3 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. N 66н.

Как правильно написать пояснительную записку к балансу?

Пояснительная записка представляется в ИФНС по желанию организации и не является обязательной к заполнению. Она не входит в состав бухгалтерской отчетности, поэтому формируется в произвольном виде. Документ на усмотрение предприятия может содержать таблицы, диаграммы, схемы и графики.

Структуру и степень детализации компания определяет самостоятельно с учетом поставленных задач для раскрытия информации. К примеру, уже после отчетной даты в организации произошли существенные события (выданы годовые дивиденды), которые требуют отражения для обеспечения пользователей полной информацией о финансовом положении бизнеса. Форму пояснительной записки необходимо утвердить в учетной политике предприятия.

Можно взять за основу таблицы из Пояснений к балансу по Приложению 3 к Приказу Минфина № 66н. Они позволяют предоставить пользователям уточнения по любой статье баланса.

План пояснительной записки

При составлении пояснительной записки нужно учитывать, что ее главная цель – это расшифровка данных бухгалтерских отчетов. У каждой организации может быть свой бланк в зависимости от того, какие показатели требуется раскрыть. Как правило, документ имеет следующую структуру:

  • Общие данные о предприятии – приводятся наименование, адрес, коды ИНН, КПП и ОГРН.
  • Место, дата составления записки, уточнения о том, к отчетности за какой год формируется документ.
  • Детальные данные о предприятии – указываются реквизиты юрлица, включая юридический и почтовый адреса, ФИО и должности руководителя, главного бухгалтера, ИНН специалистов, состав (ФИО и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации, среднегодовая численность сотрудников за отчетный период или на отчетную дату, размер уставного капитала, количество выпущенных акций, основные виды деятельности и т.д.
  • Сведения о финансовом положении, включая коэффициенты ликвидности, обеспеченности собственными средствами, средняя зарплата в организации, решения по распределению чистой прибыли, другие показатели.
  • Сведения об отчетности, в том числе, проводилась ли корректировка остатков, какие данные несопоставимы с другими данными и за какой период, были ли существенные изменения содержания и форм бухотчетности и почему.
  • Расшифровка отдельных показателей – приводится в зависимости от того, какие данные нуждаются в пояснениях. К примеру, об основных средствах, НМА, финансовых вложениях, НИОКР, связанных сторонах, событиях после отчетной даты, учетной политике.
  • Заключительные положения – здесь нужно отметить, что пояснительная записка подготовлена с учетом положений пунктов 31, 39 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», является информацией, которая сопутствует годовой бухгалтерской отчетности, и не входит в ее состав.

Что важно учесть при составлении пояснительной записки?

При формировании пояснительной записки нужно учесть, что заполнять ее предприятия не обязаны. По законодательству организации обязаны сдавать в ИФНС пояснения по отдельным статьям баланса (Приложение к Письму Минфина от 09.01.2013 N 07-02-18/01). Если все-таки компания приняла решение о составлении пояснительной записки, ее форму нужно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал