Система управления охраной труда

1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Законодательство обеспечивает сотрудникам право на безопасное осуществление трудовой деятельности при трудоустройстве в любую отечественную компанию. Для этого государство разрабатывает комплекс нормативов и документов, в которых фиксируются положения, защищающие права граждан. В частности, на предприятиях предусматривается система управления охраной труда (СУОТ) с целью осуществления беспрерывного контроля за соблюдением соответствующих правил.

Понятие системы управления охраной труда, ее составные элементы

Подобная система представляет собой особый комплекс мероприятий и задач организации, который направлен на обеспечение стабильного трудового процесса сотрудников предприятия, что позволит им сохранить здоровье и жизни.

Понятие системы управления охраной труда подразумевает, что организация безопасной трудовой деятельности неразрывна с производственным процессом и должна осуществляться на всех стадиях работы.

Субъектом рассматриваемой системы выступает непосредственно руководящий орган компании, а также некоторые сотрудники, занимающие управляющие должности (например, управленцы подразделениями). Объектом выступает трудовая деятельность работников компании на своих трудовых местах.

При формировании СУОТ требуется:

  1. Зафиксировать список нормативных документов и законодательных актов, в которых определяются требования государства к правилам охраны труда на производственных объектах.
  2. Определить наиболее существенные факторы труда, основываясь на аналитических данных прошлых лет.
  3. Организовывать мероприятия по внедрению аспектов охраны труда в компании.
  4. Выявлять приоритетные направления охраны труда, исходя из профиля производства. Также требуется обозначать цели и задачи формируемой системы.
  5. Спроектировать схему и программу осуществления системы охраны труда, а также описать способы достижения поставленных целей и задач.

Принципы системы охраны труда

Для эффективного функционирования и длительного существования, СУОТ должна базироваться на таких основных принципах:

  1. Комплексный и системный подход. Так, комплексный подход подразумевает обеспечение безопасности всех факторов, которые оказывают влияние на субъект в ходе исполнения им его рабочих обязанностей. В частности, учитываются не только материальные и физиологические факторы, но и психологические. Например, одной из локальных задач СУОТ может являться обеспечение позитивного психологического климата в трудовом коллективе. В то же время, системный подход подразумевает возможность рассмотрения СУОТ как определенной структуры, чьи взаимосвязанные элементы по отдельности также должны быть безопасными для работающего субъекта.

  2. Непрерывность. Как и любая другая система, СУОТ действует эффективно, если формируется на основании продуманного плана, и действует на предприятии непрерывно.
  3. Профилактические мероприятия. Сама СУОТ призвана предотвращать несчастные случаи или чрезвычайные ситуации. То есть, основа охраны труда – профилактика безопасности рабочих мест и личной безопасности сотрудников.
  4. Контроль. Предполагается, что за исполнением всех правил по охране труда необходимо осуществлять беспрерывный и принципиальный контроль. При этом по мере выявления недостатков и их устранения, работников также необходимо стимулировать к самоконтролю в части безопасности трудового процесса.
  5. Делегирование полномочий. Необходимо четкое распределение обязанностей среди субъектов, обеспечивающих безопасность на производстве.

Чтобы стимулировать сотрудников придерживаться рассмотренных принципов, наиболее часто используют экономические рычаги воздействия:

  • материальное поощрение сотрудников, если те в полном соответствии с правилами соблюдают режим безопасности труда на производстве;
  • предъявлять к субъектам, которые напрямую повинны в наступлении чрезвычайной ситуации, требования компенсировать ущерб, понесенный вследствие обозначенных событий.

Функции и задачи, постановленные перед системой охраны труда

СУОТ является одной из составных частей системы менеджмента компании. Поэтому, рассматриваемая система должна отвечать следующим требованиям:

  • оценка текущего положения охраны труда в компании должна осуществляться на всех уровнях отделов и не прерываться;
  • вся имеющаяся документация по данному профилю должна четко отражать политику организации в конкретной сфере. Так же должны быть обозначены пути достижения этих целей;
  • должна производиться регулярная оценка персонала данного направления на предмет соответствия их профессиональных качеств квалификационным законодательным требованиям.

К главным функциям рассматриваемой системы относятся:

  • предложение действующей системы безопасности труда, измененной в незначительных аспектах, для применения ее во всех подразделениях предприятия, то есть, с учетом особенностей их производственного назначения;
  • предоставление методических консультаций;
  • формирование плана проведения инструктажей, а также организация подобных мероприятий;
  • проектировка различных локальных нормативов, если это необходимо для функционирования системы охраны труда;
  • детальный анализ причин, повлекших за собой неблагоприятные последствия в виде аварий или чрезвычайных ситуаций;
  • формирование статистических отчетов;
  • обеспечение беспрерывного повышения уровня квалификации каждого отдельного сотрудника по вопросам безопасности производственного процесса.

К задачам СУОТ относятся:

  • борьба с производственными травмами;
  • внедрение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
  • предотвращение возможных аварий и чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов и т.д.);
  • организация трудовых мест максимально эффективным и безопасным образом;
  • обучение сотрудников компании технике безопасности в различных производственных случаях;
  • информирование сотрудников о том, каким образом необходимо себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Нормативное оформление системы управления охраной труда

Наиболее общий список нормативов, которые должны иметься на каждом предприятии, выглядит следующим образом:

  • местные регламентирующие документы по охране труда;
  • журналы, которые фиксируют факт проведения разных процедур по вопросам безопасности трудового процесса.

Фактически, к подобному перечню документов может относиться любой норматив, который бы регламентировал те или иные процессы на предприятии, связанные с охраной труда.

Также, исходя из Положения про систему управления охраной труда, утвержденным Минтруда РФ от 19.08.2016г., с документацией по безопасности трудового процесса могут взаимодействовать:

  • руководитель компании регулирует процесс проектировки распорядительных документов относительно охраны труда, а также распределяет соответствующие обязанности управленческого аппарата между своими секретарями и замами;
  • с помощью своих ближайших подчиненных, управленец обеспечивает быструю доступность нормативов по охране труда для подчиненных;
  • далее нормативы переходят в распоряжение сотрудников кадровой службы для исполнения своих обязанностей;
  • управленец отделом, в свою очередь, обеспечивает постоянное наличие подобных документов в подразделении. Подразумевается постоянная доступность нормативов для подчиненных;
  • непосредственные начальники локальных групп сотрудников (бригадиры) обеспечивают контроль за тем, чтобы подчиненные не начинали исполнения своих обязанностей до момента ознакомления с предоставленными регламентирующими документами.

Порядок формирования системы управления охраной труда на предприятии

Наличие на предприятии СУОТ является обязательным требованием к исполнению трудовой деятельности, начиная с 01.01.2014г. Помимо этого, ст. 212 ТК РФ постановляется, что работодатель должен обеспечить беспрерывное функционирование данной системы.

СУОТ должна базироваться на таких нормативных документах:

  • ГОСТ 12.0.007–2009 «СУОТ. Общие требования»;
  • ГОСТ 12.0.008–2009 «СУОТ. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ 12.0.009–2009 «СУОТ. Требования и рекомендации»;
  • ГОСТ 12.0.010–2009 «СУОТ. Выявление опасностей и оценка рисков».

Создание рассматриваемой системы проходит по таким этапам:

  1. Планирование. Осуществляется детальный анализ компании, определяются вредные и опасные факторы, оцениваются риски, выявляются все имеющиеся ресурсы и т.д. Также данный этап предназначен для распределения имеющихся обязанностей между сотрудниками компании.
  2. Исполнение. Предполагается применение системы на практике. На данном этапе происходит обучение и подготовка сотрудников, формирование нормативных документов и т.д.
  3. Проверка. Подразумевается проведение анализа текущего состояния системы, в частности, соответствие исполнения задач намеченному плану. Также может проводиться внутренний или сторонний аудит.
  4. Совершенствование. На данном этапе устраняются недочеты системы, выявленные при аудите, путем разработки и применения специального комплекса мер.

Также важно отметить, что этап планирования включает такие аспекты:

  • управленцы высшего ранга несут ответственность за охрану труда. Принимаемые ими решения влияют на функционирование СУОТ во всем предприятии. Данный уровень считается главенствующим в данном контексте;
  • на управленцев подразделениями накладывается обязанность соблюдения правил безопасности труда на уровне отдела;
  • сотрудники должны неукоснительно следовать установленным нормативам.

Управление документами в системе управления охраной труда в организации

Исходя из Положения о СУОТ, разработанным Минтруда РФ, каждое локальное Положение о подобной системе на предприятии должно содержать раздел, в котором будут фиксироваться правила управления с документацией рассматриваемого направления.

Так, управленец должен обозначить некоторые параметры в обращении с документацией для действенного функционирования СУОТ:

  1. Определить перечень обязанностей, а также обозначить ответственность за несоблюдение правил в сфере охраны труда, которая возлагается на весь отдел или конкретных лиц.
  2. Установить типовые формы документов, которые необходимо сформировать для функционирования СУОТ.
  3. Отразить в тексте локального Положения наличие взаимосвязей разных подразделений компании в разрезе формирования и получения документации.
  4. Установить порядок осуществления различных мероприятий по охране труда, а также определить способ контроля соблюдения соответствующих правил.

В частности, к документам, которые не могут быть откорректированы после утверждения СУОТ, относятся:

  • акты и любые заметки, осуществленные по факту деятельности системы;
  • регистрационные журналы, листы о несчастных случаях и профессиональных травмах;
  • отметки про влияние на подчиненных отрицательных факторов производства;
  • документы, составленные по факту контроля исполнения СУОТ.

Ответственность за отсутствие системы охраны труда на предприятии

Исходя из приведенных ранее нормативных актов, можно сделать вывод, что применение СУОТ на предприятии является обязательной процедурой. Однако немалое количество управленцев до сих пор игнорируют данное положение. Подобное отношение считается нарушением трудового законодательства и грозит привлечением к ответственности.

В частности, исходя из ст. 5/27 КоАП РФ, к должностным лицам будет применен штраф в объеме от 1000 до 5000 руб., а для юридических субъектов штраф составит от 30.000 до 50.000 руб. Помимо этого к юридическим лицам также может быть применена мера приостановления деятельности сроком до 90 дней. Предполагается, что за этот период управленец должен решить проблемы с отсутствием системы безопасности на предприятии.

Таким образом, система управления охраной труда является обязательным элементом для правомерной деятельности. Подобная система позволит не только наладить деятельность с юридической точки зрения, но также сохранит жизни и здоровье сотрудников компании.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Вы знаете, почему решил сюда написать, да хочу поделиться, своими мыслями, мне кажется за последние 5 - 6 лет, с системой Охраны Труда, много изменилось и при чем в лучшую сторону. Это конечно хорошо, не скажу что у других делается, а у нас это точно . Раньше как-то все было для галочки, только бы человек, где нужно расписался , прикрылись от ответственности и все . А сейчас руководство хочет и правда работать без ЧП . Может на законодательном уровне ужесточили требования, а может и сами начальники стали думать о простом работнике !
Ответить