Чем занимается и как работает коллекторская служба?

4093 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Коллекторская служба стала популярной не так давно — в 2008–2009 годах. В этой статье мы поговорим о правовом статусе коллекторских служб, методах их работы и способах противодействия таким организациям со стороны должников.

В чем заключается коллекторская деятельность?

Правовой статус коллекторской службы

Как работают коллекторы — основные методы давления на должника

Как противостоять коллекторам? 

В чем заключается коллекторская деятельность?

Чем занимается и как работает коллекторская служба?Коллекторские агентства, в общем-то, существовали и ранее — еще в 90-х годах подобная деятельность являлась составной частью рэкета. Современные методы ведения бизнеса, к счастью, не приемлют столь жестоких мер воздействия на человека, как это было в те времена, поэтому сегодняшние «сборщики податей» приходят к вам в официальных костюмах с целой кипой документов.

Коллекторская деятельность основывается на возможности передачи права требования по долговому обязательству. Говоря простыми словами, человек или банк, которому вы должны деньги, может продать свое право их истребования третьему лицу. В качестве кредитора в данном случае может выступать практически любой субъект гражданского права, но зачастую именно банки оказываются неразрывно связанными с коллекторскими службами.

Как же зарабатывают такие организации? В первую очередь — за счет разницы стоимости продажи обязательства и его общей суммы. То есть банк, стараясь хоть как-то удовлетворить свои интересы, продает право истребования за меньшую сумму, чем ему фактически должен человек.

Но это не главная статья доходов таких компаний. Основным источником дохода являются выплаты по просроченному обязательству. При этом некоторые организации совершают и незаконные действия — увеличивают и видоизменяют процентные ставки существующего договора, хотя по нормам ГК (гл. 24, 43, 51) коллекторская служба имеет право предъявлять вам свои требования лишь в рамках существующих договоров и обязательств. Изменение этих соглашений в одностороннем порядке невозможно.

Правовой статус коллекторской службы

До июля 2016 года работа коллекторов не была регламентирована на законодательном уровне. Однако 03.07.2016 подписан и сразу же вступил в силу закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» № 230-ФЗ, устранивший этот правовой пробел.

Договор уступки прав
Скачать форму договора

Теперь все коллекторские службы должны пройти регистрацию в специализированном реестре — это обязательное условие, без соблюдения которого подобные организации не вправе заниматься досудебным взысканием долгов ни по договору передачи права требования, ни в качестве агентов.

До появления закона, регулирующего деятельность коллекторов, его функции выполняли решения высших судов. Первое разъяснение такого рода дал президиум Высшего арбитражного суда (далее — ВАС) в 2007 году — в письме № 120, в котором говорится, что передача обязательств юридическому лицу, не имеющему лицензии, не противоречит действующему законодательству. Эта позиция была подтверждена в 2011 году в письме № 146.

В противовес таким решениям ВАС выступил Роспотребнадзор, который в 2011 году прокомментировал письмо № 146. Служба указывает на то, что банки не имеют оснований для передачи права уступки без согласия должника, если агентом выступает небанковская организация. Это вытекает из того, что по закону для должника имеет существенное значение личность кредитора и его статус, который подтверждается лицензиями. Ведь человек рассчитывает таким образом, что его финансовое будущее находится в надежных руках профессионалов, а не сотрудников непонятной «шарашкиной конторы».

Также выразил свое мнение и Верховный Суд, который в постановлении пленума (№ 17) в 2012 году указал, что в отношении кредитных договоров и физических лиц запрещена передача права требования погашения обязательств. 

Как работают коллекторы — основные методы давления на должника

Существует 3 типа взаимодействия с должником:

  1. Мягкое.
  2. Жесткое.
  3. Правовое (судебное).

В первом случае под удар попадают каналы дистанционной связи. На человека обрушиваются горы сообщений и звонков с просьбами или требованиями уладить ситуацию бесконфликтно.

Далее, если ситуация не разрешилась, коллекторы переходят ко второму этапу, принимая более жесткие меры. Они могут прибегнуть к личным встречам, приходя к человеку домой, на работу, на учебу и т. д. При этом происходит разъяснительная беседа, целью которой является напоминание о существующих долгах и необходимости их выплаты.

ВАЖНО! Коллекторы делают ставку на психологическое давление при проведении подобных мероприятий. Человек в таком случае может чувствовать себя загнанным в угол и вынужденным погасить долги.

Если и это не помогло, подобные организации приступают к третьей стадии, подразумевающей судебное разбирательство. Должник вынужден тратить дополнительные средства, нанимая защитника, да и времени рассмотрение дел занимает немало.

ВАЖНО! Применение указанных методов было возможно до 03.07.2016, тогда как новый закон четко регламентирует процедуру взаимодействия коллектора и должника. В частности, допускается не более 2 телефонных разговоров и не более 1 личной встречи в неделю. При этом все звонки должны осуществляться строго в период с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов в выходные дни.

Кроме того, для общения с родственниками и коллегами должника теперь нужно согласие последнего — в противном случае действия коллекторов будут признаны неправомерными.

Как противостоять коллекторам?

Самый простой способ избавить себя от общения с коллекторамии — отказаться от него. Теперь у должника есть такое право, и он может реализовать его, составив отказ в письменной форме и заверив его у нотариуса. С момента передачи документа в коллекторскую службу ее представители обязаны воздержаться от любых способов взаимодействия с заемщиком.

Если взыскатели всё же продолжают изводить должника звонками или личными встречами за пределами установленных законом нормативов, есть 2 метода противодействия:

  • обратиться в правоохранительные органы с заявлением о неправомерных действиях коллекторов;
  • самому подать иск в суд.

При выборе 2-го варианта необходимо требовать у судьи ограничения таких действий со стороны представителей агентства, как постоянные звонки, сообщения, личные контакты — это может быть расценено как оказание психологического воздействия на вас. Излагая свои требования, стоит опираться на закон № 230-ФЗ, запрещающий применение психического и физического давления, а также на перечисленные в статье разъяснения Верховного суда РФ и Роспотребнадзора в той части, где указывается на невозможность передачи права требования небанковской организации.

Профессиональная коллекторская служба всегда старается действовать на грани закона, не нарушая норм права об оказании давления на должника, но существуют и организации, которые не чураются использовать методы, выходящие за рамки дозволенного. Если вы открыли судебное производство, целью которого является признание требований коллекторов незаконными, то их деятельность до момента оглашения решения вполне подпадает под статью 163 УК РФ (вымогательство). При этом мерами психического воздействия выступают звонки и преследование по месту работы и жительства.

ВАЖНО! Решение суда будет зависеть от избранных коллекторами методов взаимодействия и правомерности их требований. Если вы, и правда, имеете задолженности и представители агентства были с вами чрезвычайно милы и обходительны, суд может склониться в пользу требований агента. В судебном процессе стоит настаивать на невозможности передачи подобного комплекса прав небанковским организациям, но в итоге всё будет зависеть от судьи и трактовки им существующих норм.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши вопросы