Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью составляется с целью конкретизации условий трудовой деятельности данного сотрудника на его рабочем месте. Какова может быть структура этого документа и какие пункты могут содержаться в инструкции, будет рассказано в нашей статье.
Кто такой специалист по связям с общественностью?
В компаниях, которые выпускают свой товар или оказывают определенные услуги, с увеличением объемов продаж может возникнуть потребность во введении такой штатной единицы, как специалист по связям с общественностью. Его основная задача — выстраивание отношений с потребителями, в том числе с потенциальными покупателями.
В рамках этой статьи специалист по связям с общественностью будет рассматриваться как сотрудник PR-подразделения, которым руководит, например, менеджер по связям с общественностью. Т. е. подразумевается, что на него возложено выполнение только отдельных задач, которые ставятся перед ним руководством, а за разработку общего направления развития отношений с общественностью отвечает уже руководитель подразделения.
Примерная структура должностной инструкции для специалиста по связям с общественностью
В каждой компании, где есть такая штатная единица, должностная инструкция специалиста по связям с общественностью составляется с учетом специфики поставленных перед ним задач. При этом обычно используется следующая структура документа:
- Общие положения
Этот раздел содержит информацию общего характера о должности. Ее можно разнести по следующим пунктам:- название должности (специалист по связям с общественностью;
- порядок подчиненности;
- требования к квалификации и уровню образования (чаще всего работодатель хочет видеть на этом месте лицо с высшим профессиональным образованием), а также указание необходимого стажа работы (зачастую ограничение выставляется на уровне 1-2 лет работы по специальности);
- нормативные документы, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности (к примеру, законодательные акты, регулирующие работу средств массовой информации и рекламную деятельность, и кодексы профессиональной этики в сфере связей с общественностью, действующие в РФ и за рубежом).
- Права
Чтобы иметь возможность выполнять свои должностные обязанности, специалист по связям с общественностью наделяется определенным объемом прав, которые и перечисляются в этом разделе. Например, такой сотрудник может иметь право:- обращаться к руководителю за содействием в создании условий для эффективной работы;
- направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
- делать информационные запросы для сбора данных, касающихся производимых товаров (оказываемых услуг);
- повышать свою квалификацию;
- представлять интересы компании в сторонних организациях по вопросам, отнесенным к его компетенции.
- Должностные обязанности
Этот раздел определяет, что должен делать специалист по связям с общественностью в рамках выполнения своей трудовой функции. Так, сюда могут быть включены обязанности:- реализовывать разработанную и утвержденную руководством компании стратегию развития связей с общественностью;
- собирать информацию об отношении клиентов к имиджу компании;
- проводить социологические исследования по заданию руководства и анализировать их результаты;
- поддерживать контакты с представителями СМИ;
- готовить пресс-релизы;
- участвовать в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций и других мероприятий;
- готовить рекламные тексты для официального сайта компании;
- контролировать своевременное распространение информационных материалов о деятельности компании.
- Ответственность
Этот раздел служит для информирования сотрудника о тех видах ответственности, к которым его могут привлечь за совершенные нарушения. Речь идет:- о дисциплинарной ответственности, к которой привлекают за нарушения, допущенные в сфере трудовых правоотношений;
- об административной и уголовной ответственности, к которой привлекают за совершение проступков, несущих опасность для общества или отдельной личности;
- о материальной ответственности, которая возможна за нанесение ущерба имуществу работодателя в пределах, устанавливаемых гражданским и трудовым законодательством.
Чем можно руководствоваться при составлении должностной инструкции данного специалиста?
Должностная инструкция — это документ необязательный, и составляется он в тех случаях, когда так решает работодатель. Что в ней писать, какие права и обязанности в ней закреплять, какие требования выставлять к сотруднику, тоже устанавливает работодатель. Однако по некоторым вопросам есть рекомендации, дающиеся на уровне государства. Так, при разработке должностной инструкции для специалиста по связям с общественностью для описания должностных обязанностей, требований к квалификации и объема необходимых знаний можно взять за основу данные, закрепленные в квалификационном справочнике должностей, поскольку там есть такая должность. При этом важно помнить, что все пункты должны соответствовать заключенному с сотрудником трудовому договору и законодательству в целом.
Также не следует забывать, что должностная инструкция специалиста должна быть составлена таким образом, чтобы он, руководствуясь ею, мог беспроблемно исполнять свою трудовую функцию. В частности, объем закрепленных за ним прав должен позволять ему общаться с клиентами, сторонними организациями и представителями СМИ, если это входит в его обязанности. Если же деятельность сотрудника сосредоточена на подготовке документов или анализе данных, то ему права, позволяющие поддерживать отношения со сторонними лицами, ни к чему. Или, если работодатель не хочет тратить время на обучение сотрудника, в квалификационных требованиях нужно указать на необходимость наличия определенного стажа. Проще говоря, должностная инструкция специалиста, отвечающего за связи с общественностью, должна соответствовать реальному положению дел, а не быть составленной просто для галочки.