Должностная инструкция социального работника

1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностная инструкция социального работника помогает сориентироваться сотруднику службы соцзащиты в том, какие он должен выполнять обязанности и какие права при этом им могут быть использованы. В нашем материале мы расскажем, из каких разделов состоит такая инструкция и какая информация в них должна содержаться. 

О должностях социального работника и специалиста по социальной работе

Должность социального работника есть в штате службы соцзащиты населения, которая относится к бюджетным организациям. Это, в свою очередь, предполагает единообразие названий должностей и унификацию должностных обязанностей во всех территориальных отделениях данной службы. Таким образом, при определении квалификационных требований к данной должности и обязанностей социального работника следует использовать соответствующий профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н.

Говоря же коротко, основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам. В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные. При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

Должностная инструкция социального работника

Согласно профстандарту для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Есть также в службе соцзащиты населения должность, имеющая сходное название, — специалист по социальной работе. Принципиальная разница между этими двумя должностями заключается в подопечных: соцработник имеет дело с престарелыми и инвалидами, а специалист по социальной работе сотрудничает со всеми группами населения, нуждающимися в социальной защите.

Кроме того, специалист по социальной работе занимает более высокую ступень в структуре службы соцзащиты населения и выполняет работу, требующую более высокой квалификации. В соответствии с профстандартом «Специалист по социальной работе», утвержденным приказом Минтруда от 22.10.2013 № 571н, на эту должность может претендовать:

  • человек, имеющий высшее профессиональное образование;
  • соцработник, имеющий среднее профессиональное образование, отработавший по специальности не менее 3 лет.

Различается и тарификация этих должностей: для должности соцработника отведены 3–8 разряды, для должности специалиста — 8–13.

Примерная структура должностной инструкции соцработника

При составлении должностной инструкции социального работника можно придерживаться приведенной ниже структуры, которая предполагает несколько разделов.

Общие положения

Это раздел обычно включает в себя общую информацию о должности:

  1. Название (социальный работник).
  2. Разряд.
  3. Порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении).
  4. Квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и опыту работы, а также описание навыков и моральных качеств, которыми должен обладать сотрудник. Например, для 3 разряда достаточно полного среднего образования (стаж работы при этом неважен), для соцработника же 8 разряда необходимо высшее профессиональное образование с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
  5. Перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

Права

Соцработник, осуществляя свою трудовую функцию, может использовать определенный объем прав. Чаще всего этого сотрудника наделяют следующими правами:

  • требовать от руководства создания условий для исполнения трудовых функций;
  • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
  • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
  • привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению конкретных задач;
  • в рамках своей компетенции привлекать специалистов из различных медицинских организаций для оказания помощи подопечным;
  • делать информационные запросы для сбора данных, необходимых для работы.

Должностные обязанности

В этом разделе за соцработником закрепляются обязанности, которые он выполняет ежедневно. Например:

  1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.
  2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.
  3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.
  4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.
  5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.
  6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.
  7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.
  8. Помогать в оплате счетов.

Ответственность

В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному работнику. Например, сотрудника могут привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
  • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
  • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

Особой разницы в должностных обязанностях сотрудников разных разрядов нет, поэтому при составлении должностных инструкций в данном случае изменяются только квалификационные требования. Последнее означает, что с повышением разряда сотрудник должен подписать новую должностную инструкцию.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии

У меня был конфликт с соцработником, она отказывалась брать трубку,или забывала дома телефон,объясняя это тем ,что не обязана звонить и отвечать ,из своего кармана она не обязана с нами общаться

Ответить