Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

462 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Претензия по договору транспортной экспедиции — обязательный документ для клиента, предъявляющего требования к экспедитору. В нашей статье мы рассмотрим особенности направления претензий и предъявления исков к экспедиторам.

Особенности претензионного порядка по договорам транспортной экспедиции, образец претензии

Исковая давность по требованиям к экспедитору

Особенности доказывания по искам к экспедитору

Особенности претензионного порядка по договорам транспортной экспедиции, образец претензии

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон о ТЭД) предусмотрел в ст. 12 обязательность претензионного порядка при наличии претензий клиента к экспедитору, за исключением экспедиции непредпринимательских грузов. Несмотря на введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ правила о необходимости претензионного порядка по большинству споров (ч. 5 ст. 4 АПК), нормы ст. 12 закона о ТЭД по-прежнему имеют важное значение, т. к. детально регламентируют порядок предъявления претензий экспедитору.

Форма договора
Скачать форму договора

Рассмотрим особенности претензионного урегулирования спора клиента с экспедитором:

  1. На отправку претензии дается 6 месяцев:
    • со следующего дня после выдачи груза по спорам об испорченном или пропавшем грузе;
    • со следующего дня после окончания срока договора по спорам о просрочке доставки;
    • с момента, когда клиент узнал (или должен узнать) о нарушении права, для прочих споров.
  2. Правом предъявить претензии обладают грузополучатель, клиент экспедитора или его доверенное лицо либо страховщик, возместивший убытки клиента, причиненные экспедитором, и вставший на место кредитора по правилам суброгации.
  3. Претензия обязательно документально подтверждается (перечень документов см. в п. 3 ст. 12 закона о ТЭД).
  4. На рассмотрение претензии и ответ на нее экспедитору дается 30 дней с момента получения.

В свете детальной регламентации претензионного порядка актуален и вопрос его соблюдения. Проблемы с этим часто возникают на практике, т. к. экспедиторы стараются прекратить судебные дела по причине нарушения претензионных процедур.

Отметим, что суды не признают таким нарушением:

  • недостаточность (по мнению экспедитора) документов, подтверждающих убытки клиента, если накладная на груз была приобщена к претензии по договору транспортной экспедиции (постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда (далее — ААС) от 18.10.2010 по делу № А56-68336/2009);
  • отправку претензии по истечении 6-месячного срока, который, как указывают суды, не является пресекательным в процессуальном плане и влечет лишь право экспедитора отказать в удовлетворении претензии (постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу № А40-111751/12-14-998);
  • направление претензии на юридический адрес экспедитора, хотя в договоре был согласован иной адрес для таких целей, если есть доказательства отправки и получения претензии (постановление 18-го ААС от 27.12.2016 по делу № А07-29774/2015).

Составляя претензию, необходимо точно указать:

  1. Реквизиты договора или накладной экспедитора, а также заявки, на основании которой возникло обязательство.
  2. Сумму и правовые основания требований к экспедитору. Отсутствие в претензии, например, требования уплатить неустойку повлечет в суде оставление его без рассмотрения (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2010 по делу № А73-19760/2009).

Образец претензии по договору транспортной экспедиции, составленный с учетом всех указанных выше нюансов, вы можете скачать на нашем сайте.

Исковая давность по требованиям к экспедитору

Основной особенностью в случае судебного спора с экспедитором является сокращенный срок исковой давности, который составляет 1 год с момента появления права на иск. При этом стоит отметить отсутствие единообразного подхода в практике к определению начального момента исчисления срока.

В частности, суды признают таковым:

  • крайний срок доставки утраченного груза (определение Верховного суда РФ от 06.06.2016 по делу № А43-25051/2014);
  • истечение срока ответа на претензию клиента о возмещении убытков за утраченный груз (определение Верховного суда РФ от 09.01.2017 по делу № А56-95326/2015).

Срок исковой давности для страховщиков суды исчисляют аналогично сроку для клиентов и отказываются признавать начальным моментом день выплаты страхового возмещения (определение Верховного суда РФ от 12.02.2016 по делу № А56-5137/2015).

Особенности доказывания по искам к экспедитору

В предмет доказывания по требованиям к экспедитору входят:

  • наличие обязательства в рамках экспедиционной деятельности, в т. ч. факт принятия груза (доказывается клиентом);
  • соблюдение претензионного порядка (доказывается клиентом);
  • факт нарушения экспедитора (доказывается клиентом);
  • вина экспедитора в случае просрочки доставки (отсутствие вины, согласно п. 1 ст. 9 закона о ТЭД, доказывается экспедитором).

Существует серьезная проблема в доказывании существования экспедиторского обязательства по доставке конкретного груза. Так, зачастую намеренно не оформляются надлежащим образом экспедиторские документы, полагающиеся по п. 5 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). Затем экспедиторы успешно мотивируют отказ в возмещении убытков отсутствием подтверждения передачи конкретного груза определенной стоимости экспедитору, причем суды такую мотивацию зачастую принимают (определение Верховного суда РФ от 21.01.2015 по делу № А56-51058/2013).

В таких случаях клиентам-грузополучателям можно использовать сложную схему, установив факт передачи груза в судебном процессе с грузоотправителем (постановление 17-го ААС от 02.10.2013 по делу № А60-11593/2013). Впрочем, в 2016–2017 годах намечается отход от указанной тенденции и далеко не всегда неточности в экспедиторских документах или их форма, не соответствующая п. 5 Правил, признаются судами пороком в доказательствах факта передачи груза (см. постановление АС ДО от 29.11.2016 по делу № А51-3698/2016).

***

Итак, претензии и иски по договору транспортной экспедиции составляются и направляются по особым правилам, если требования предъявляются клиентом к экспедитору. При этом важно помнить, что в данной сфере действует сокращенный (годичный) срок исковой давности и обязательный претензионный порядок, строго регламентированный законом о ТЭД.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши вопросы