Навязывание страхования потребительского кредита — что думает Минфин

102 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Навязывание при оформлении потребительского кредита заключения банковского договора страхования стало привычной практикой кредитных организаций по усугублению финансового положения и без того бедных граждан — именно они являются постоянными потребителями кредитных банковских услуг для физлиц. Попытка отказаться от страхования по кредиту чревата для заявителей отказом в его предоставлении.

Недовольные граждане обращаются в Минфин за разъяснениями своих прав и обязанностей в указанной ситуации, в связи с чем финансовое ведомство опубликовало развернутую информацию по вопросам заключения и расторжения договоров страхования, оформляемых одновременно с потребительским кредитом.

По поводу законности действий банков, которые заставляют человека выбирать: взять кредит со страховкой (например, получить 150 000 рублей кредитных средств и 40 000 включить в основной долг сверху в качестве страховой премии и оплаты дополнительных услуг) или отказаться от идеи решить свою проблему с помощью услуг банка, ведомство сообщает следующее.

Само по себе желание банка подстраховаться на случай наступления неплатежеспособности заемщика в период выплаты кредита не носит криминального оттенка. Заключение банковского договора страхования жизни/здоровья и других страховых интересов заемщика банк рассматривает как один из способов обеспечения возврата кредитных средств.

Подписывайтесь на наш
канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться на канал

Вместе с тем статьей 935 Гражданского кодекса установлено, что страхование не является обязательным в случаях, когда эта обязательность не установлена законом. В рассматриваемых отношениях банка с клиентом применяются нормы закона «О потребительском кредите» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, которым обязанность страхования рисков при оформлении потребительского займа не установлена.

Граждане свободны в заключении договора — понуждение не допускается (статья 421 ГК РФ). Но в статье есть оговорка: если иное не предусмотрено ГК, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Последним «если» банки и научились виртуозно пользоваться, подталкивая клиентов к соглашению включить в индивидуальные условия кредитного договора положение о необходимости заключения договора страхования. То есть страхование становится в этом случае добровольно-принудительным.

Заявитель, конечно, имеет право отказаться от страховки, а банк в этом случае обязан предложить ему альтернативный вариант кредитования на тех же условиях. Однако до достижения соглашения о страховании по кредиту банк с клиентом никаких бумаг не подписывает, и доказать невыполнение им указанной обязанности практически невозможно. Да и заявителю деньги нужны, и срочно, а не хождения по инстанциям.

Отказаться от страховки можно в течение 14 дней после заключения договора страхования, если за это время не произошел страховой случай. Для этого надо направить письменное заявление в указанную в договоре страховую компанию, и в течение 10 дней после получения заявления она вернет страхователю страховую премию.

Можно расторгнуть договор со страховщиком и позже, но шанса на возврат суммы страховой премии в этом случае практически нет. Однако довольно часто клиентам банка, решившим искать защиты в суде, удается вернуть свои затраты, связанные с навязанными услугами (в том числе услугами страхования) при оформлении потребительского кредита. 

В любом случае, если при оформлении кредита приходится покупать страховку, Минфин советует внимательно изучить условия страхования и обратить внимание на следующие важные моменты:

  • кто является страхователем и, соответственно, выгодоприобретателем при страховом случае, — заемщик или банк;
  • какие указаны основания для отказа в страховой выплате;
  • каков размер или способ определения страховой суммы;
  • каковы размер и порядок уплаты страховой премии и включается ли она в общий размер задолженности по кредиту;
  • порядок прекращения договора страхования либо отказа от него.

Минфин отмечает, что на отношения банка и заемщика, возникающие при оформлении потребкредита, распространяется действие закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В пункте 1 статьи 17 закона установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом.

С полной версией информации Минфина по вопросам страхования потребительских кредитов можно ознакомиться на сайте ведомства в рубрике «Вопросы и ответы».

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться на канал
Ваши вопросы