Рубрикатор

Всё о маркировке товаров

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Маркировка продукции с 2019 года начала внедряться в отношении тех групп, которые ранее в России не маркировались. Рассказываем о причинах и этапах введения маркировки, о том, кто должен маркировать товар, а также что грозит за продажу товара без маркировки.

Причины и этапы введения в РФ маркировки товаров

Маркировка товаров для России не новшество. Уже действуют системы маркирования:

  • алкогольной продукции — по закону «О государственном регулировании...» от 22.11.1995 № 171-ФЗ;
  • лекарственных средств — по закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

С 2019 года требования об обязательности товарной маркировки введены и по отношению к другим товарам. Регулируют правила их маркирования:

  • закон «Об основах государственного регулирования...» от 28.12.2009 № 381-ФЗ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ (подп. 3.1 п. 1 ст. 5 закона № 381-ФЗ).

Маркировка товаров нужна для того, чтобы избавить рынок:

  • от продукции низкого качества;
  • подделок;
  • товаров, реализуемых с уходом от налогов.

Обязательная маркировка табачных и обувных изделий введена с марта и июля 2019 года соответственно. А с декабря к числу маркируемых добавляются (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р):

  • парфюмерная спиртосодержащая продукция;
  • резиновые шины и покрышки;
  • товары легкой промышленности — одежда и белье;
  • фотооборудование.

Начало обязательной маркировки продовольственных товаров запланировано на июнь 2020 года. С этого момента обязательным станет маркировка молочной продукции.

Полный перечень предназначенных для маркировки товаров со сроками и кодами классификаторов приведен в таблице:

Скачать таблицу

Добровольная маркировка непродовольственных товаров и молочной продукции в рамках эксперимента началась в России со второй половины 2019 года.

Распределение полномочий в системе маркировки товаров

Ключевые решения в сфере маркировки товаров принимаются Правительством РФ. Оно утверждает:

  • список подлежащих маркировке товаров;
  • правила и особенности процедуры;
  • систему контроля за оборотом маркированных товаров и технических требований к ней;
  • характеристики средств идентификации и правил их нанесения;
  • технические требования к оборудованию, используемому при продаже товаров с маркировкой;
  • порядок изъятия из оборота немаркированных товаров;
  • размер оплаты за средства маркировки.

Регулирует все эти вопросы, кроме последнего, постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515. Вопрос размера платы за предоставление кодов маркировки решен в постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.

Координировать создание и функционирование системы маркировки поручено Минпромторгу РФ (п. 6 Положения о системе мониторинга, утвержденного постановлением № 515), а оператором этой системы назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» (распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р). Поэтому вопросы, касающиеся работы с маркируемыми товарами, следует адресовать указанным организациям.

ФНС России процедуру маркировки товаров не контролирует, но в связи с этим вопросом у налоговых инспекций возникает дополнительное основание для проверки правомерности использования налогоплательщиками систем ЕНВД и ПСН, поскольку с 2020 года маркировка товара становится условием непризнания торговли розничной в отношении некоторых видов товара для целей применения указанных систем.

Кто должен маркировать товар — производитель или продавец?

Маркировке подвергаются товары, выпускаемые в оборот. Под вводом в оборот понимаются (п. 2 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515):

  • выпуск из производства;
  • передача (как возмездная, так и безвозмездная);
  • ввоз на территорию РФ через таможню;
  • ввоз из стран ЕАЭС.

Сама же процедура оборота заключается:

  • в хранении;
  • транспортировке;
  • получении (покупке);
  • передаче (продаже).

Обязанность маркировки возлагается на участников оборота (п. 1 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515), т. е. на российских производителей и продавцов, в т. ч. ввозящих товар из-за рубежа.

Не подлежат маркировке (п. 3 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515):

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
  • пробы и образцы для оценки их на соответствие необходимым требованиям;
  • не предназначенные для продажи экспонаты выставок и ярмарок;
  • товары временного хранения (в т. ч. на таможенном складе);
  • товары, помещенные под процедуру таможенного транзита по территории ЕАЭС от места прибытия и до места убытия или до внутреннего таможенного органа;
  • товары, составляющие иностранную или международную помощь;
  • товары, продаваемые в магазинах беспошлинной торговли;
  • продукция, находящаяся на хранении у ее производителей;
  • товары, обращенные в доход РФ при их изъятии в соответствии с налоговым или таможенным законодательством;
  • товары, предназначенные для уничтожения;
  • товары, ввозимые в РФ физлицами для личного использования;
  • товары, используемые в представительствах иностранных государств и международных, межгосударственных, межправительственных организаций.

Маркировка товаров и продукции — это нанесение участником оборота специальных средств идентификации (кодов, имеющих машиночитаемую форму) на товар, его упаковку или иной носитель в месте производства, хранения, упаковки или переупаковки (п. 4 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515).

Процедура маркировки товаров в России

Участнику оборота следует заключить договор с оператором на предоставление кодов маркировки. Типовые формы такого договора применительно к разным видам товаров утверждены Минпромторгом РФ.

Оператор обязан предоставить участнику оборота устройство регистрации эмиссии либо удаленный доступ к нему, поскольку именно через это устройство участник будет подавать заявки на получение кодов, а оператор направлять участнику сформированные коды. Типовые формы договоров на предоставление устройства также утверждены Минпромторгом РФ.

В заявке участник указывает код товара и количество кодов, нужных ему для маркировки, и может предложить свой вариант уникального кода идентификации. Код идентификации составляется из шифра кода товара и индивидуального серийного номера. Одновременно с ним оператор сформирует код проверки.

Нанести код идентификации на товар и передать сведения об этом в информационную систему через устройство регистрации эмиссии необходимо до выпуска товара в оборот.

Регистрирует участника в информационной системе оператор после заключения еще одного договора, типовая форма которого также утверждена Минпромторгом, и на основании заявления участника о регистрации. Зарегистрированный участник получает доступ к системе через личный кабинет. И через этот кабинет он сам или через посредника будет вносить в систему информацию об обороте маркированного товара.

Коды маркировки производители и оптовые продавцы должны указывать в сопровождающих товар документах (УПД, счетах-фактурах, накладных). Розничным продавцам придется оснастить кассовые аппараты устройствами для считывания этих кодов и заключить с оператором фискальных данных соглашение о передаче сведений об обороте маркированных товаров в информационную систему.

Ответственность за продажу товара без маркировки

Продажа без маркировки товаров, для которых эта процедура обязательна, влечет ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Это касается товаров двух видов:

  • алкогольной и табачной продукции (пп. 3 и 4);
  • прочих товаров и продукции (пп. 1 и 2).

Внутри каждого из видов ответственность разделяется на применяемую к производителям и к продавцам.

В отношении алкоголя и табака ответственность более серьезная — штрафы составляют:

  1. У производителей:
    • для должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.;
    • юрлиц — от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб.
  2. У иных участников оборота:
    • для граждан — от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
    • должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.;
    • юрлиц — от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

По прочим товарам штрафы таковы:

  1. У производителей:
    • для должностных лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
    • юрлиц — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
  2. У иных участников оборота:
    • для граждан — от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб.;
    • должностных лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
    • юрлиц — от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

Немаркированными считаются не только товары с отсутствующим кодом маркировки, но и с кодом, нанесенным неправильно или с нарушением порядка маркировки. В том числе это маркированные товары, сведения о кодах которых не внесены в информационную систему.

***

С 2019 года в России вводится обязательная маркировка ряда товаров. Кодировать товары предстоит производителям и продавцам, а передавать в систему сведения об их движении — всем участникам оборота. Продажа товара без маркировки или с кодами, не внесенными в информационную систему, влечет штраф с конфискацией предмета правонарушения.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Торговля».

Источники:
  • закон «Об основах государственного регулирования…» от 28.12.2009 № 381-ФЗ
  • распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р
  • постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515
  • КоАП РФ
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии