Рубрикатор

Порядок оформления недвижимости в собственность

3
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Оформление недвижимости — это обязательная процедура. По закону объекты, которые не были зарегистрированы и не прошли надлежащее оформление недвижимости в регистрационных органах, не считаются принадлежащими своему фактическому владельцу. Вот и поговорим о том, как именно осуществляется эта процедура и что для нее требуется. 

Порядок оформления недвижимости в собственность. С чего начать?

Порядок оформления недвижимости в собственностьНачиная оформлять в собственность недвижимое имущество, для начала следует разобраться, что именно вы желаете оформить. С точки зрения закона к недвижимости относятся самые разные вещи — от участков до морских или речных судов и космических станций, поэтому на практике оформлением недвижимости считаются:

  • регистрация перехода права на землю в результате совершения сделок с ней;
  • регистрация приобретения здания целиком или его части (квартиры, комнаты, нежилого помещения и т. д.);
  • регистрация вновь созданного строения.

Каждый из вариантов имеет свои особенности.

Также необходимо убедиться, что с интересующим вас объектом не связаны какие-либо проблемы: не находится ли он под арестом, получено ли разрешение других сособственников (если собственность совместная), зарегистрирован ли он (если, к примеру, приобретается строение) и принадлежит ли вообще продавцу (к сожалению, при сделках с жильем мошенничество весьма распространено).

Оформление недвижимости в собственность. Документы на землю

Заявление о регистрации
Скачать заявление

Для сделок с землей характерно то, что участок можно только приобрести — ведь создание земли невозможно. Следовательно, такой документ, как акт ввода в эксплуатацию, владельцу не потребуется.

Для оформления недвижимости в виде земельного участка потребуются следующие документы:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Квитанция об уплате пошлины.
  3. Документ, на основании которого происходит оформление. Таким документом может быть договор (дарения, купли-продажи, мены и т. п.), судебное решение, документация по наследству и т. п.
  4. Кадастровые документы (план или выписка), относящиеся к участку. Если их нет, то необходимо предварительно провести межевание и поставить землю на учет в кадастровой палате.

Однако это минимальный пакет, с которым процедура регистрации точно будет начата, — возможно, потребуются и дополнительные бумаги.

Форма кадрового плана Форма кадровой выписки
Скачать форму плана Скачать форму выписки

Документы для оформления строений

Оформление недвижимости в виде гаражей, дач или иных строений требует несколько иного комплекта документации.

В том случае, если здание новое, покупателю потребуется взять у продавца разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию, хотя в ряде случаев без них можно обойтись. В частности, не требуется разрешения на строительство гаражей и других вспомогательных строений на участке, принадлежащем собственнику. Однако и продаваться в этом случае они могут только вместе с участком или основной постройкой.

Кроме того, для жилого объекта потребуется справка о лицах, прописанных в нем. Оформление недвижимости возможно и в том случае, если там прописан кто-то из членов семьи продавца, но тогда покупателю позднее придется потратить время на их выписку (возможно, даже через суд).

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Наконец, для оформления недвижимости, являющейся строением, потребуется еще и техническая документация на здание — ее необходимо получить в местном БТИ, а если ранее съемка не делалась —заказать.

Во всем остальном перечень документов будет таким же, как и при регистрации земли.

Регистрация здания — с землей и без?

Обычно земельный участок и расположенные на нем сооружения должны иметь общую судьбу: продаваться вместе, иметь одного владельца и т. п. Однако возможны случаи, когда строение и участок под ним имеют разных собственников, поэтому при оформлении недвижимости необходимо выяснить, произошел переход права собственности только на здание или еще и на участок под ним.

В случае если здание перешло к новому владельцу вместе с участком, оформление придется проводить как для строения, так и для земли под ним. Если же нет — оформляется только само здание, а на часть земли новый владелец приобретает право пользования.

Оформление квартир

Для жилья в многоквартирных домах процедура оформления недвижимости будет несколько проще: нет необходимости получать документы на участок. Однако для регистрации могут потребоваться выписка из домовой книги о прописанных там людях (или справка из УФМС), а также техпаспорт. Если предыдущий владелец не делал капитального ремонта или перепланировки, паспорт можно получить за несколько дней.

Процедура оформления

Собрав все необходимые документы, новый владелец должен обратиться в местное отделение Росреестра (оно же «регпалата»). Там сотрудник-регистратор примет документы и выдаст расписку в получении. При необходимости он также даст указание, какие дополнительные бумаги нужно будет представить.

Заявление и документы на регистрацию можно подавать 3 способами:

  1. Лично — это наиболее приемлемый, однако наиболее затратный по времени результат.
  2. Через представителя (потребуется нотариальная доверенность на него).
  3. По почте заказным письмом. Этот способ допустим, однако крайне не рекомендуется: без личного общения с регистратором о том, что чего-то не хватает, собственник узнает лишь из документа о приостановлении регистрации.

После того как все документы приняты, сотрудники Росреестра проводят проверку. Если все в порядке, то в ЕГРП вносится новая запись, а владельцу (или его представителю) остается только прийти за свидетельством. На этом процедура завершается.

Если требуются дополнительные документы, в Росреестре могут приостановить процедуру вплоть до их представления. Если же документация не отвечает требованиям закона, в регистрации попросту будет отказано.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии

С какого года введен действующий порядок оформления собственности.

Ответить
Добрый день, в 1995 году купила квартиру - тогда еще не было свидетельств о регистрации права собственности. На руках только договор купли-продажи. Как мне получить свидетельство о регистрации права собственности?
Ответить
Елена
Вам не обязательно его получать. Согласно п. 1 ст. 6 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государство признает права, возникшие ранее вступления в силу данного закона. Если Вы будете продавать квартиру, право нужно будет зарегистрировать, причем желательно сразу «при регистрации перехода права» к покупателю – тогда не нужно платить госпошлину за регистрацию Вашего права собственности (абз. 3 п. 2 ст. 6 указанного закона). Если регистрировать право на квартиру без сделки, просто по желанию, то госпошлину платить придется. Для государственной регистрации, подтверждением которой является свидетельство, Вам необходимо обратиться в Росреестр со своим договором купли-продажи, паспортом, кадастровым паспортом на квартиру.
Ответить