Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

Принят
Государственной Думой
22 марта 1995 года

В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов государственной охраны и иных лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и иных лиц

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов государственной охраны и иных лиц состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее - меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности лиц, указанных в части первой настоящей статьи, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (далее - близкие).

Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите

Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат:

1) судьи, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие органов внутренних дел Российской Федерации;

6.1) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

6.2) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2021 N 288-ФЗ;

6.3) военнослужащие, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие войск национальной гвардии Российской Федерации;

6.4) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2021 N 288-ФЗ;

6.5) военнослужащие и федеральные государственные гражданские служащие Вооруженных Сил Российской Федерации;

6.6) сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации;

6.7) сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащие спасательных воинских формирований и федеральные государственные гражданские служащие федерального органа исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;

7) сотрудники органов федеральной службы безопасности;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

8.1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

8.2) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации;

9) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие органов принудительного исполнения Российской Федерации;

10) работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники органов государственной охраны;

12) работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

13) близкие лиц, перечисленных в пунктах 1 - 12 части первой настоящей статьи;

14) граждане Российской Федерации, уволенные со службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых осуществлялась государственная защита в соответствии с настоящим Федеральным законом при наличии сохраняющейся угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц.

Перечисленные в части первой настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке применяются меры государственной защиты, далее именуются "защищаемые лица".

Статья 3. Виды государственной защиты

В соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами Российской Федерации защищаемым лицам обеспечивается:

1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Статья 4. Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении мер государственной защиты

Надзор за исполнением законов при осуществлении мер государственной защиты возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.

Глава II. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Виды мер безопасности

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, применяются с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Статья 6. Личная охрана, охрана жилища и имущества

При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется их личная охрана, охрана их жилища и имущества.

При необходимости жилище и имущество защищаемых лиц могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, номера их телефонов и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.

Статья 7. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности

С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемых лиц органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать указанным лицам оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Порядок выдачи оружия защищаемым лицам, за исключением лиц, имеющих право на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае необходимости применения оружия защищаемые лица должны соблюдать требования статьи 24 Закона Российской Федерации "Об оружии".

Статья 8. Временное помещение в безопасное место

В случае необходимости защищаемые лица, достигшие совершеннолетия, могут быть с их согласия, а несовершеннолетние - с согласия родителей или лиц, их заменяющих, помещены в места, в которых им будет обеспечена безопасность.

Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, налагается временный запрет на распространение информации, содержащей сведения о защищаемых лицах (о персональных данных), выдачу находящихся у оператора сведений о защищаемых лицах (о персональных данных) и об их имуществе, за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе осуществляется оператором на основании решения органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение конфиденциальности сведений может осуществляться в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. Конфиденциальность сведений может быть обеспечена в том числе одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность. В этих случаях данная мера безопасности может быть применена также в отношении близких указанных лиц. Перечень лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, определяется руководителем соответствующего государственного органа, в котором работает (проходит службу) указанное лицо. При этом может быть наложен запрет на распространение информации, содержащей сведения о таких лицах (о персональных данных), выдачу находящихся у оператора сведений о таких лицах (о персональных данных) и об их имуществе, за исключением случаев согласия указанного лица на их распространение или выдачу, выяснения этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности либо в связи с производством по уголовному делу, а также в порядке гражданского и (или) административного судопроизводства. Обеспечение конфиденциальности сведений осуществляется оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 10 и 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа федеральной службы безопасности, а в отношении лиц, перечисленных в пункте 11 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа, обеспечивающего их безопасность.

Порядок формирования и ведения сведений о лицах, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, устанавливается Президентом Российской Федерации.

Термины "персональные данные" и "оператор", используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Статья 10. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства

По заявлению или с согласия защищаемых лиц, указанных в пунктах 1 - 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, они могут быть переведены на другое, временное или постоянное, место работы (службы) или учебы, а также переселены на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При переводе на другую, временную или постоянную, работу (службу) защищаемых лиц, которые назначаются (избираются) на должности и освобождаются от этих должностей Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, руководитель органа, обеспечивающего безопасность, уведомляет председателя суда либо руководителя (начальника) органа, в котором защищаемое лицо проходит службу, работает или исполняет обязанности, в компетенцию которых входит подготовка представления для назначения на соответствующую должность.

Председатель суда либо руководитель (начальник) органа, в котором защищаемое лицо проходит службу, работает или исполняет обязанности, получив указанное в части второй настоящей статьи уведомление, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет подготовку представления для назначения защищаемого лица на должность в установленном порядке.

Статья 11. Замена документов, изменение внешности

В исключительных случаях, когда безопасность защищаемого лица нельзя обеспечить другими мерами, по его заявлению или с его согласия ему могут быть выданы документы, удостоверяющие личность, и иные документы с измененными анкетными данными, а также может быть произведено изменение его внешности.

Глава III. ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОСНОВАНИЯ
И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Органы, обеспечивающие безопасность

Применение и осуществление мер безопасности возлагается:

1) в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации, должностных лиц контролирующих органов, указанных в части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, а также их близких - на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел);

2) в отношении сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, таможенных органов, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральных государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их близких - на указанные органы соответственно;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, прокуроров военной прокуратуры, сотрудников военных следственных органов, а равно в отношении близких таких судей, прокуроров, сотрудников осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения либо соответствующим органом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Меры безопасности в отношении военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно в отношении близких таких военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих с учетом характера и реальности угрозы безопасности защищаемых лиц по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, осуществляются специальным подразделением органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

При необходимости к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры безопасности в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы (работы) в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых осуществлялась государственная защита в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются теми органами, которыми ранее обеспечивалась государственная защита в отношении указанных лиц.

Статья 13. Повод и основание для применения мер безопасности

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:

1) заявление указанного лица;

2) обращение председателя суда либо руководителя (начальника) органа, в котором защищаемое лицо проходит службу, работает или исполняет обязанности, в соответствующий орган, обеспечивающий безопасность;

3) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона, мера безопасности может применяться также при отсутствии реальной угрозы безопасности лица.

Статья 14. Решение о применении мер безопасности

Орган, обеспечивающий безопасность, получив указанное в части первой статьи 13 настоящего Федерального закона заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

Руководитель органа, обеспечивающего безопасность, вправе продлить указанный в части первой настоящей статьи срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица.

О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности, а также сроков их осуществления (за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона), о чем сообщается защищаемому лицу и председателю суда либо руководителю (начальнику) органа, в котором защищаемое лицо проходит службу, работает или исполняет обязанности, обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому лицу в письменной форме под роспись могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, либо органом, обеспечивающим безопасность, с защищаемым лицом заключается договор в письменной форме с соблюдением условий конфиденциальности сведений о защищаемом лице, в котором определяются условия применения мер безопасности, а также права и обязанности органа, обеспечивающего безопасность, и защищаемого лица при применении мер безопасности. Порядок заключения договора с защищаемым лицом либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, определяется нормативными правовыми актами органов, обеспечивающих безопасность.

Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован защищаемым лицом, а также председателем суда либо руководителем (начальником) органа, в котором защищаемое лицо проходит службу, работает или исполняет обязанности, обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно.

Статья 15. Порядок применения мер безопасности

Порядок применения мер безопасности определяется настоящим Федеральным законом и изданными в его исполнение нормативными правовыми актами.

Органы, обеспечивающие безопасность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности.

Указанные меры не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых и других лиц.

Орган, обеспечивающий безопасность, организовывает психологическое сопровождение защищаемого лица.

Статья 16. Обязательность исполнения решений о применении мер безопасности

Решения органов, обеспечивающих безопасность, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых они направлены.

Статья 17. Права и обязанности защищаемого лица

Защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, имеет право:

1) знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;

2) просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности, перечисленных в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона;

3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его кроме осуществляемых иных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;

4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности;

5) обращаться в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи.

Защищаемое лицо обязано:

1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность, а также соблюдать условия договора, заключенного с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнять предписания, данные органом, обеспечивающим безопасность, и предусмотренные частью четвертой статьи 14 настоящего Федерального закона;

2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;

3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;

4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Статья 18. Отмена мер безопасности

При устранении угрозы безопасности защищаемого лица, или по его письменному заявлению, или в случае, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнения предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, или в случае, если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий такого договора либо таких предписаний, для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу.

Указанное постановление может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Ответственность за нарушение требований, установленных настоящим Федеральным законом

Должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц либо в разглашении сведений об указанных мерах, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, в случае их неисполнения, а равно разглашения сведений об осуществляемых мерах безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Статья 19.1. Защита сведений об осуществлении государственной защиты

Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, если нормативными правовыми актами Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты и предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава IV. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 20. Материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью

Жизнь и здоровье судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

1) гибели (смерти) перечисленных в части первой настоящей статьи лиц в период работы (службы) либо после увольнения, ухода или удаления в отставку, если она наступила вследствие причинения указанным лицам телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью, - их наследникам и в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

2) причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) лица, здоровью которого был причинен вред;

3) причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) лица, здоровью которого был причинен вред.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований по обязательному государственному страхованию по случаям, установленным настоящей статьей, обязательное государственное страхование осуществляется только по одному основанию по выбору должностного лица.

Обязательное государственное личное страхование, установленное положениями настоящей статьи в отношении:

лиц, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации;

иных лиц, - является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Страховые гарантии лицам, указанным в пункте 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если они проходят муниципальную службу, устанавливаются по решению органов местного самоуправления.

В случае причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием, ежемесячным денежным вознаграждением) и назначенной им в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы (денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная плата (среднемесячное денежное содержание, ежемесячное денежное вознаграждение) погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для компенсационных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются только по одному основанию по выбору получателя.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) должностного лица, указанного в части первой настоящей статьи, или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица.

Страховые гарантии военнослужащим, указанным в пунктах 6.3, 6.5 - 6.7 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их право на возмещение вреда обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 21. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты

Обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Федеральным законом в отношении:

лиц, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также лиц, указанных в пункте 14 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, - является расходным обязательством Российской Федерации и устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

иных лиц - является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно в зависимости от источника их содержания.

Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением:

статей 6, 7, 20, а также статьи 11 в части, касающейся изменения внешности защищаемого лица, которые вступают в силу с 1 января 1996 года;

статьи 10 в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства, которая вступает в силу с 1 января 1997 года.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
20 апреля 1995 года
N 45-ФЗ