Рубрикатор

Упрощенные формы бухотчетности для малых предприятий

1
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий включают в себя бухбаланс и отчет о прибылях и убытках. Кто вправе их применять? Чем упрощенные формы отличаются от обычных? Где взять соответствующие бланки? Какие изменения в отчетность внесены в 2019 году? Дадим ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

Кому доступно применение упрощенной бухотчетности?

Обязанность ведения бухучета в России законодательно закреплена только за юрлицами, в то время как для ИП и подразделений иностранных организаций он остается добровольным при условии ведения ими налогового учета (пп. 1, 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Перечень юрлиц, которые могут воспользоваться правом вести упрощенный бухучет и формировать бухотчетность в упрощенном варианте, приведен в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ. В него включены:

  • малые предприятия (МП);
  • организации некоммерческой направленности;
  • участники проекта «Сколково».

В п. 5 ст. 6 этого же закона приведен список лиц, для которых применение упрощенных способов объявлено недоступным. Это относится:

  • к юрлицам, отвечающим критериям подлежащих обязательному аудиту;
  • жилищным и жилищно-строительным кооперативам;
  • кредитным потребительским кооперативам (в т. ч. сельскохозяйственным);
  • микрофинансовым организациям;
  • организациям госсектора;
  • политическим партиям, их отделениям и подразделениям;
  • коллегиям адвокатов;
  • адвокатским бюро;
  • юридическим консультациям;
  • адвокатским и нотариальным палатам;
  • некоммерческим организациям, попавшим в число выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, ведение бухучета и составление отчетности МП, не попадающим во 2-й список, возможны по упрощенному варианту.

Малое предприятие: критерии

Критерии отнесения к МП установлены законом «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ст. 4). Приводятся они применительно:

  • К хозяйственным обществам и партнерствам. Малыми среди них будут те, которые:
    • имеют в них долю госучастия или участия общественных, религиозных организаций, благотворительных и других (кроме инвестиционных) фондов не более 25%, а участия иностранных или юрлиц, не входящих в число МП, — не более 49%;
    • ведут инновационную деятельность или оказывают ей поддержку.
  • Производственным и потребительским кооперативам.
  • Крестьянским (фермерским) хозяйствам.
  • ИП.

Для отнесения к малым предприятиям перечисленные лица должны иметь:

  • среднесписочную численность работников до 100 человек;
  • годовой доход не выше 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265); этот критерий не применяют участники проекта «Сколково».

В числе малых выделены микропредприятия с численностью работников до 15 человек и доходом до 120 млн руб. Кроме того, микропредприятиями считаются вновь зарегистрированные лица из вышеприведенного списка (включая ИП), а также ИП, работающие на патенте.

Упрощенный учет и порядок его организации

Законом о бухучете возможность составления упрощенной отчетности связана с фактом ведения бухучета упрощенным способом. Принципы организации упрощенного бухучета отражены:

  • в приказе Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н;
  • информации Минфина «Об упрощенной системе бухучета…» № ПЗ-3/2015;
  • информационном сообщении Минфина от 24.06.2016 № ИС-учет-5.

Учет, ведущийся упрощенно, базируется на тех же правилах, что и полный. При нем тоже разрабатывается учетная политика, формируется рабочий план счетов, выбираются формы используемых первичных учетных документов и способы учета, утверждаются схема документооборота и порядок проведения контрольных мероприятий, а сам учетный процесс предполагает сплошное документирование операций. Упрощение же выражается в следующих возможностях:

  • применять особые формы учетных регистров, аккумулирующих учетные данные в виде сводных таблиц (ведомостей) или книг, допускающих отсутствие двойной записи;
  • укрупнять данные определенных счетов бухучета, сводя в них информацию по нескольким счетам из полного плана;
  • вести учет кассовым методом;
  • не применять ряд ПБУ (в т. ч. ПБУ 2/2008 и 18/02, утвержденные, соответственно, приказами Минфина России от 24.10.2008 № 116н и от 19.11.2002 № 114н);
  • не проводить переоценку имущества и не отражать в учете результаты обесценения;
  • не создавать резервы;
  • в ускоренном порядке включать в затраты ряд расходов, в т. ч. связанных с приобретением имущества и запасов, списанием малоценных предметов труда;
  • начислять амортизацию только по итогам года или ежеквартально;
  • руководствоваться при отражении в учете событий требованием рациональности.

Здесь следует отметить, что применение кассового метода в бухучете приводит к искажению не только данных о реальных результатах осуществляемой деятельности, но и составляемой на их основе бухотчетности. Поэтому использовать кассовый метод для бухучета нежелательно. Он больше подходит для ведения налогового учета.

Особенности упрощенных отчетов

Бухотчетность МП может формироваться в составе всех существующих для полной отчетности форм (при наличии необходимости в поясняющих сведениях) или ограничиваться только минимальным их набором (пп. 1, 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ, подп. «б» п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н):

  • бухбалансом и отчетом о финрезультатах — для коммерческого юрлица;
  • бухбалансом и отчетом о целевом использовании средств — для некоммерческой структуры.

Все три бланка потребуется заполнить коммерческой организации, получающей средства целевого финансирования, и некоммерческой структуре, ведущей также и коммерческую деятельность.

Для МП допустимо при использовании форм полной бухотчетности не детализировать ее показатели по статьям, ограничиваясь лишь отражением данных, относящихся к группе (подп. «а» п. 6 приказа № 66н, п. 27.1 информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Если МП применяет укрупненные счета бухучета, то удобнее оказывается использование специальных упрощенных форм отчетности, содержащих меньшее количество строк (с укрупненными показателями) и представленных тремя отчетами:

Выбор варианта отчетности (полный, сокращенный или упрощенный) и степень детализации ее показателей (при применении форм полных отчетов) придется закрепить в учетной политике.

Бланки всех вышеупомянутых форм утверждены приказом № 66н. Однако эти формы являются рекомендованными, и за МП остается право самостоятельно разработать их.

ВНИМАНИЕ! В формуляры бухгалтерской отчетности приказом Минфина от 19.04.2019 №61н внесены корректироваки, согласно которым все показатели следует вносить только в тысячах рублей, т.к. единица измерения млн.руб. ислючена. Подробности см. здесь.

Приведенные в приказе № 66н упрощенные формы от полных отличает не только уменьшение числа строк в них, но и:

  • отсутствие разбивки баланса на разделы;
  • отсутствие строк для промежуточных итогов в отчете о финрезультатах;
  • иные названия ряда строк.

Еще одно отличие заключается в порядке выбора шифра для заполнения графы «Код» в каждой из форм отчетности, предназначаемой для Росстата. Если в полном варианте отчетов свой код присвоен каждой из строк, то для упрощенной отчетности его следует выбирать, ориентируясь на данные, преобладающие в сумме отражаемого по соответствующей строке показателя (п. 5 приказа № 66н).

Варианты подачи упрощенной отчетности

Выбор способа представления бухотчетности законодательно никак не ограничен. То есть подавать ее можно как на бумаге, так и в электронном виде, составив на бланках, соответствующих применяемому МП виду отчета (полному, сокращенному или упрощенному).

Однако существуют специально разработанные ФНС России бланки машиночитаемых сводных форм с кодами:

  • КНД 0710099, предназначенная для отчетов полного вида и включающая не только все рекомендованные формы полной бухотчетности, но и приведенные к единой табличной форме пояснения к ней;
  • КНД 0710096, в которой объединены все три упрощенных отчета, утвержденных приказом № 66н.

Машиночитаемые формы предназначены для подачи как в электронном, так и в бумажном виде. Для оптимизации бумажного варианта представления они снабжены штрихкодом.

Скачать бланки форм КНД 0710099 и КНД 0710096 можно на нашем сайте в материале "Порядок формирования годовой бухгалтерской отчетности".

***

Формирование упрощенной бухотчетности доступно лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета. Большинство малых предприятий относится к числу последних. При этом они вправе выбирать, какую именно составлять отчетность: полную, сокращенную или упрощенную. Сокращение отчетности достигается за счет оформления минимально необходимого количества сдаваемых форм и отсутствия детализации данных по выделяемым в них статьям. Упрощенные отчеты имеют особые бланки с уменьшенным (в сравнении с полными формами) количеством строк, где отражаются объединенные показатели.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Законодательство сильно облегчило жизнь малым предприятиям, разрешив им вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать отчетность по упрощенным формам. Мне очень понравилось, что в статье достаточно подробно рассказано, о том, когда можно упростить ведение учета, а в каких случаях это не разрешено.
Ответить