Рубрикатор
Спросить юриста: 8 800 350-83-53 (звонок бесплатный)
Спросить юриста:
(звонок бесплатный)
Задать вопрос онлайн

Упрощенные формы бухотчетности для малых предприятий

1
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий включают в себя бухбаланс и отчет о прибылях и убытках. Кто вправе их применять? Чем упрощенные формы отличаются от обычных? Где взять соответствующие бланки? Какие изменения в отчетность внесены в 2019 году? Дадим ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

Кому доступно применение упрощенной бухотчетности?

Малое предприятие: критерии

Упрощенный учет и порядок его организации

Особенности упрощенных отчетов

Варианты подачи упрощенной отчетности

Кому доступно применение упрощенной бухотчетности?

Обязанность ведения бухучета в России законодательно закреплена только за юрлицами, в то время как для ИП и подразделений иностранных организаций он остается добровольным при условии ведения ими налогового учета (пп. 1, 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Перечень юрлиц, которые могут воспользоваться правом вести упрощенный бухучет и формировать бухотчетность в упрощенном варианте, приведен в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ. В него включены:

  • малые предприятия (МП);
  • организации некоммерческой направленности;
  • участники проекта «Сколково».

В п. 5 ст. 6 этого же закона приведен список лиц, для которых применение упрощенных способов объявлено недоступным. Это относится:

  • к юрлицам, отвечающим критериям подлежащих обязательному аудиту;
  • жилищным и жилищно-строительным кооперативам;
  • кредитным потребительским кооперативам (в т. ч. сельскохозяйственным);
  • микрофинансовым организациям;
  • организациям госсектора;
  • политическим партиям, их отделениям и подразделениям;
  • коллегиям адвокатов;
  • адвокатским бюро;
  • юридическим консультациям;
  • адвокатским и нотариальным палатам;
  • некоммерческим организациям, попавшим в число выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, ведение бухучета и составление отчетности МП, не попадающим во 2-й список, возможны по упрощенному варианту.

Малое предприятие: критерии

Критерии отнесения к МП установлены законом «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ст. 4). Приводятся они применительно:

  • К хозяйственным обществам и партнерствам. Малыми среди них будут те, которые:
    • имеют в них долю госучастия или участия общественных, религиозных организаций, благотворительных и других (кроме инвестиционных) фондов не более 25%, а участия иностранных или юрлиц, не входящих в число МП, — не более 49%;
    • ведут инновационную деятельность или оказывают ей поддержку.
  • Производственным и потребительским кооперативам.
  • Крестьянским (фермерским) хозяйствам.
  • ИП.

Для отнесения к малым предприятиям перечисленные лица должны иметь:

  • среднесписочную численность работников до 100 человек;
  • годовой доход не выше 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265); этот критерий не применяют участники проекта «Сколково».

В числе малых выделены микропредприятия с численностью работников до 15 человек и доходом до 120 млн руб. Кроме того, микропредприятиями считаются вновь зарегистрированные лица из вышеприведенного списка (включая ИП), а также ИП, работающие на патенте.

Упрощенный учет и порядок его организации

Законом о бухучете возможность составления упрощенной отчетности связана с фактом ведения бухучета упрощенным способом. Принципы организации упрощенного бухучета отражены:

  • в приказе Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н;
  • информации Минфина «Об упрощенной системе бухучета…» № ПЗ-3/2015;
  • информационном сообщении Минфина от 24.06.2016 № ИС-учет-5.

Учет, ведущийся упрощенно, базируется на тех же правилах, что и полный. При нем тоже разрабатывается учетная политика, формируется рабочий план счетов, выбираются формы используемых первичных учетных документов и способы учета, утверждаются схема документооборота и порядок проведения контрольных мероприятий, а сам учетный процесс предполагает сплошное документирование операций. Упрощение же выражается в следующих возможностях:

  • применять особые формы учетных регистров, аккумулирующих учетные данные в виде сводных таблиц (ведомостей) или книг, допускающих отсутствие двойной записи;
  • укрупнять данные определенных счетов бухучета, сводя в них информацию по нескольким счетам из полного плана;
  • вести учет кассовым методом;
  • не применять ряд ПБУ (в т. ч. ПБУ 2/2008 и 18/02, утвержденные, соответственно, приказами Минфина России от 24.10.2008 № 116н и от 19.11.2002 № 114н);
  • не проводить переоценку имущества и не отражать в учете результаты обесценения;
  • не создавать резервы;
  • в ускоренном порядке включать в затраты ряд расходов, в т. ч. связанных с приобретением имущества и запасов, списанием малоценных предметов труда;
  • начислять амортизацию только по итогам года или ежеквартально;
  • руководствоваться при отражении в учете событий требованием рациональности.

Здесь следует отметить, что применение кассового метода в бухучете приводит к искажению не только данных о реальных результатах осуществляемой деятельности, но и составляемой на их основе бухотчетности. Поэтому использовать кассовый метод для бухучета нежелательно. Он больше подходит для ведения налогового учета.

Особенности упрощенных отчетов

Бухотчетность МП может формироваться в составе всех существующих для полной отчетности форм (при наличии необходимости в поясняющих сведениях) или ограничиваться только минимальным их набором (пп. 1, 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ, подп. «б» п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н):

Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
  • бухбалансом и отчетом о финрезультатах — для коммерческого юрлица;
  • бухбалансом и отчетом о целевом использовании средств — для некоммерческой структуры.

Все три бланка потребуется заполнить коммерческой организации, получающей средства целевого финансирования, и некоммерческой структуре, ведущей также и коммерческую деятельность.

Для МП допустимо при использовании форм полной бухотчетности не детализировать ее показатели по статьям, ограничиваясь лишь отражением данных, относящихся к группе (подп. «а» п. 6 приказа № 66н, п. 27.1 информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

Если МП применяет укрупненные счета бухучета, то удобнее оказывается использование специальных упрощенных форм отчетности, содержащих меньшее количество строк (с укрупненными показателями) и представленных тремя отчетами:

Выбор варианта отчетности (полный, сокращенный или упрощенный) и степень детализации ее показателей (при применении форм полных отчетов) придется закрепить в учетной политике.

Бланки всех вышеупомянутых форм утверждены приказом № 66н. Однако эти формы являются рекомендованными, и за МП остается право самостоятельно разработать их.

ВНИМАНИЕ! В формуляры бухгалтерской отчетности приказом Минфина от 19.04.2019 №61н внесены корректироваки, согласно которым все показатели следует вносить только в тысячах рублей, т.к. единица измерения млн.руб. ислючена. Подробности см. здесь.

Приведенные в приказе № 66н упрощенные формы от полных отличает не только уменьшение числа строк в них, но и:

  • отсутствие разбивки баланса на разделы;
  • отсутствие строк для промежуточных итогов в отчете о финрезультатах;
  • иные названия ряда строк.

Еще одно отличие заключается в порядке выбора шифра для заполнения графы «Код» в каждой из форм отчетности, предназначаемой для Росстата. Если в полном варианте отчетов свой код присвоен каждой из строк, то для упрощенной отчетности его следует выбирать, ориентируясь на данные, преобладающие в сумме отражаемого по соответствующей строке показателя (п. 5 приказа № 66н).

Варианты подачи упрощенной отчетности

Выбор способа представления бухотчетности законодательно никак не ограничен. То есть подавать ее можно как на бумаге, так и в электронном виде, составив на бланках, соответствующих применяемому МП виду отчета (полному, сокращенному или упрощенному).

Мы подобрали для вас отличные сервисы электронной отчетности!

Однако существуют специально разработанные ФНС России бланки машиночитаемых сводных форм с кодами:

  • КНД 0710099, предназначенная для отчетов полного вида и включающая не только все рекомендованные формы полной бухотчетности, но и приведенные к единой табличной форме пояснения к ней;
  • КНД 0710096, в которой объединены все три упрощенных отчета, утвержденных приказом № 66н.

Машиночитаемые формы предназначены для подачи как в электронном, так и в бумажном виде. Для оптимизации бумажного варианта представления они снабжены штрихкодом.

Скачать бланки форм КНД 0710099 и КНД 0710096 можно на нашем сайте в материале "Порядок формирования годовой бухгалтерской отчетности".

***

Формирование упрощенной бухотчетности доступно лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета. Большинство малых предприятий относится к числу последних. При этом они вправе выбирать, какую именно составлять отчетность: полную, сокращенную или упрощенную. Сокращение отчетности достигается за счет оформления минимально необходимого количества сдаваемых форм и отсутствия детализации данных по выделяемым в них статьям. Упрощенные отчеты имеют особые бланки с уменьшенным (в сравнении с полными формами) количеством строк, где отражаются объединенные показатели.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Законодательство сильно облегчило жизнь малым предприятиям, разрешив им вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать отчетность по упрощенным формам. Мне очень понравилось, что в статье достаточно подробно рассказано, о том, когда можно упростить ведение учета, а в каких случаях это не разрешено.
Ответить
Подписаться на рассылку