Кому доступно применение упрощенной бухотчетности?
Обязанность ведения бухучета в России законодательно закреплена только за юрлицами, в то время как для ИП и подразделений иностранных организаций он остается добровольным при условии ведения ими налогового учета (пп. 1, 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Перечень юрлиц, которые могут воспользоваться правом вести упрощенный бухучет и формировать бухотчетность в упрощенном варианте, приведен в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ. В него включены:
- малые предприятия (МП);
- организации некоммерческой направленности;
- участники проекта «Сколково».
В п. 5 ст. 6 этого же закона приведен список лиц, для которых применение упрощенных способов объявлено недоступным. Это относится:
- к юрлицам, отвечающим критериям подлежащих обязательному аудиту;
- жилищным и жилищно-строительным кооперативам;
- кредитным потребительским кооперативам (в т. ч. сельскохозяйственным);
- микрофинансовым организациям;
- организациям госсектора;
- политическим партиям, их отделениям и подразделениям;
- коллегиям адвокатов;
- адвокатским бюро;
- юридическим консультациям;
- адвокатским и нотариальным палатам;
- некоммерческим организациям, попавшим в число выполняющих функции иностранного агента.
Таким образом, ведение бухучета и составление отчетности МП, не попадающим во 2-й список, возможны по упрощенному варианту.
Малое предприятие: критерии
Критерии отнесения к МП установлены законом «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ст. 4). Приводятся они применительно:
- К хозяйственным обществам и партнерствам. Малыми среди них будут те, которые:
- имеют в них долю госучастия или участия общественных, религиозных организаций, благотворительных и других (кроме инвестиционных) фондов не более 25%, а участия иностранных или юрлиц, не входящих в число МП, — не более 49%;
- ведут инновационную деятельность или оказывают ей поддержку.
- Производственным и потребительским кооперативам.
- Крестьянским (фермерским) хозяйствам.
- ИП.
Для отнесения к малым предприятиям перечисленные лица должны иметь:
- среднесписочную численность работников до 100 человек;
- годовой доход не выше 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265); этот критерий не применяют участники проекта «Сколково».
В числе малых выделены микропредприятия с численностью работников до 15 человек и доходом до 120 млн руб. Кроме того, микропредприятиями считаются вновь зарегистрированные лица из вышеприведенного списка (включая ИП), а также ИП, работающие на патенте.
Упрощенный учет и порядок его организации
Законом о бухучете возможность составления упрощенной отчетности связана с фактом ведения бухучета упрощенным способом. Принципы организации упрощенного бухучета отражены:
- в приказе Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н;
- информации Минфина «Об упрощенной системе бухучета…» № ПЗ-3/2015;
- информационном сообщении Минфина от 24.06.2016 № ИС-учет-5.
Учет, ведущийся упрощенно, базируется на тех же правилах, что и полный. При нем тоже разрабатывается учетная политика, формируется рабочий план счетов, выбираются формы используемых первичных учетных документов и способы учета, утверждаются схема документооборота и порядок проведения контрольных мероприятий, а сам учетный процесс предполагает сплошное документирование операций. Упрощение же выражается в следующих возможностях:
- применять особые формы учетных регистров, аккумулирующих учетные данные в виде сводных таблиц (ведомостей) или книг, допускающих отсутствие двойной записи;
- укрупнять данные определенных счетов бухучета, сводя в них информацию по нескольким счетам из полного плана;
- вести учет кассовым методом;
- не применять ряд ПБУ (в т. ч. ПБУ 2/2008 и 18/02, утвержденные, соответственно, приказами Минфина России от 24.10.2008 № 116н и от 19.11.2002 № 114н);
- не проводить переоценку имущества и не отражать в учете результаты обесценения;
- не создавать резервы;
- в ускоренном порядке включать в затраты ряд расходов, в т. ч. связанных с приобретением имущества и запасов, списанием малоценных предметов труда;
- начислять амортизацию только по итогам года или ежеквартально;
- руководствоваться при отражении в учете событий требованием рациональности.
Здесь следует отметить, что применение кассового метода в бухучете приводит к искажению не только данных о реальных результатах осуществляемой деятельности, но и составляемой на их основе бухотчетности. Поэтому использовать кассовый метод для бухучета нежелательно. Он больше подходит для ведения налогового учета.
Подробный разбор упрощенного порядка сдачи бухгалтерской отчетности с учетом различных нюансов вы найдете в путеводителе по налогам КонсультантПлюс. Еще больше актуальной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+
Особенности упрощенных отчетов
Бухотчетность МП может формироваться в составе всех существующих для полной отчетности форм (при наличии необходимости в поясняющих сведениях) или ограничиваться только минимальным их набором (пп. 1, 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ, подп. «б» п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н):
- бухбалансом и отчетом о финрезультатах — для коммерческого юрлица;
- бухбалансом и отчетом о целевом использовании средств — для некоммерческой структуры.
Все три бланка потребуется заполнить коммерческой организации, получающей средства целевого финансирования, и некоммерческой структуре, ведущей также и коммерческую деятельность.
Для МП допустимо при использовании форм полной бухотчетности не детализировать ее показатели по статьям, ограничиваясь лишь отражением данных, относящихся к группе (подп. «а» п. 6 приказа № 66н, п. 27.1 информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
Если МП применяет укрупненные счета бухучета, то удобнее оказывается использование специальных упрощенных форм отчетности, содержащих меньшее количество строк (с укрупненными показателями) и представленных тремя отчетами:
- бухбалансом;
- отчетом о финрезультатах;
- отчетом о целевом использовании средств.
Выбор варианта отчетности (полный, сокращенный или упрощенный) и степень детализации ее показателей (при применении форм полных отчетов) придется закрепить в учетной политике.
Бланки всех вышеупомянутых форм утверждены приказом № 66н. Однако эти формы являются рекомендованными, и за МП остается право самостоятельно разработать их.
ВНИМАНИЕ! В формуляры бухгалтерской отчетности приказом Минфина от 19.04.2019 №61н внесены корректироваки, согласно которым все показатели следует вносить только в тысячах рублей, т.к. единица измерения млн.руб. ислючена. Подробности см. здесь.
Приведенные в приказе № 66н упрощенные формы от полных отличает не только уменьшение числа строк в них, но и:
- отсутствие разбивки баланса на разделы;
- отсутствие строк для промежуточных итогов в отчете о финрезультатах;
- иные названия ряда строк.
Варианты подачи упрощенной отчетности
Выбор способа представления бухотчетности с 2021 законодательно ограничен. Подавать ее можно только в электронном виде. Это относится и к малым предприятиям (за 2019 год бухотчетность можно было сдать на бумаге в последний раз).
Ссылки на бланки и образцы заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности вы найдете в начале статьи.
Для корректного формирования бухотчетности ознакомьтесь на нашем сайте с материалом "Порядок формирования годовой бухгалтерской отчетности".
***
Формирование упрощенной бухотчетности доступно лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета. Большинство малых предприятий относится к числу последних. При этом они вправе выбирать, какую именно составлять отчетность: полную, сокращенную или упрощенную. Сокращение отчетности достигается за счет оформления минимально необходимого количества сдаваемых форм и отсутствия детализации данных по выделяемым в них статьям. Упрощенные отчеты имеют особые бланки с уменьшенным (в сравнении с полными формами) количеством строк, где отражаются объединенные показатели.
Еще больше материалов в рубрике "Бухгалтерская отчетность"