Рубрикатор
Спросить юриста: 8 800 350-83-53 (звонок бесплатный)
Спросить юриста:
(звонок бесплатный)
Задать вопрос онлайн

Что положено по ОСАГО - ремонт или выплата?

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Что положено по ОСАГО - ремонт или выплата? В результате реформы автострахования коренным образом изменились правила получения страхового возмещения, хотя не для всех автовладельцев. Прочтение нашей статьи поможет понять, что можно получить от страховой компании. 

Приоритет ремонта над выплатой при возмещении по ОСАГО с 2017 года

Обязательно ли чинить машину в сервисе страховой

Получение направления на ремонт машины после ДТП

Условия, которым должен соответствовать ремонт авто по ОСАГО

Особенности ремонта и санкции за нарушение его сроков

Действия в случае некачественного ремонта автомобиля

Можно ли и как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Приоритет ремонта над выплатой при возмещении по ОСАГО с 2017 года

Ранее все обладатели полиса ОСАГО, чьи автомобили пострадали в аварии (далее мы будем их называть потерпевшими), имели право на получение денег от страховой организации. Если же у последней имелись договоры на восстановительные работы с автосервисами, можно было самостоятельно выбрать возмещение по ОСАГО - ремонт или выплату. При этом последнее слово все равно оставалось за автовладельцем.

С 28.04.2017 законодательство об ОСАГО существенно изменилось. В частности, был установлен приоритет ремонта над выплатой в отношении всех пострадавших автомобилей, которые одновременно отвечают 3 требованиям:

  1. Относятся к типу легковых.
  2. Зарегистрированы в России.
  3. Находятся в собственности физических лиц.

В отношении остальных транспортных средств (например, грузовых машин, независимо от собственника, или любых авто, находящихся в собственности организаций) действует прежнее правило: их владельцы могут выбрать получение по ОСАГО ремонта или выплаты.

ВАЖНО! Новые правила получения возмещения по ОСАГО действуют в отношении транспорта, застрахованного с 28.04.2017. Любой, кто оформил полис до этой даты, имеет право получить выплату в безусловном порядке.

Далее мы подробно расскажем, с чем придется столкнуться гражданам, для которых законодатель установил ремонт приоритетной формой страхового возмещения.

Обязательно ли чинить машину в сервисе страховой

Каждая страховая обязана публиковать на своем сайте перечень автосервисов (официально они называются станциями технического обслуживания, сокращенно — СТО), в которых может быть произведен ремонт автомобиля по ОСАГО. При этом там должны быть указаны:

  • адреса автосервисов;
  • марки и годы выпуска обслуживаемого ими транспорта;
  • примерные сроки ремонта с учетом его объемов и загруженности СТО в целом;
  • сведения о соответствии требованиям к выполнению ремонтных работ.

Кроме того, вся эта информация должна быть доведена до потерпевших в момент их обращения за страховым возмещением. Потерпевший может выбрать, в какую именно СТО из предложенного перечня он желает отдать машину на ремонт.

Потерпевший вправе предложить самостоятельную организацию ремонта в автосервисе, с которым страховая не сотрудничает. Однако соглашаться на такое предложение последняя не обязана. Согласование ремонта в таком случае выглядит так:

  1. Данные о предлагаемой СТО указываются сразу в обращении за возмещением (наименование, адрес, платежные реквизиты).
  2. Максимум через 15 календарных дней (не считая нерабочих праздников) страховщик в письменном виде согласовывает ремонт или отказывает в этом.

В случае отказа придется получить направление на ремонт авто по ОСАГО в сервисе страховой.

Получение направления на ремонт машины после ДТП

Сразу после того, как представители страховой компании проведут осмотр и, в случае необходимости, независимую экспертизу, потерпевшему выдается письменное направление на ремонт по ОСАГО. Предельные сроки выдачи этого документа:

  • 20 календарных дней — при направлении в сервис страховой;
  • 30 календарных дней — если страховщик согласился на оплату ремонта в стороннем сервисе.

ВАЖНО! За просрочку выдачи направления на ремонт страховой грозит штраф в размере 1% стоимости починки авто за каждый день просрочки. Однако выплачивается он не автоматически — необходимо подать заявление страховщику с указанием желаемого способа получения денег.

Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

По направлению будут принимать машину на СТО. При этом оплачивать, как правило, ничего не нужно. Доплата возможна только при согласии на то потерпевшего в одном из следующих случаев:

  • когда стоимость ремонта больше предельной суммы страхового возмещения;
  • когда все участники аварии признаны виновными.

Если же потерпевший не согласен на доплату в описанных ситуациях, то принудить его к этому никто не может, т. е. страховой компании придется выплатить деньги.

Не исключено, что помимо полученных в ДТП повреждений автовладелец захочет заодно устранить какие-то еще неполадки, с аварией не связанные. По поводу такого ремонта и его стоимости он договаривается с сервисом самостоятельно, без участия страховой.

Условия, которым должен соответствовать ремонт авто по ОСАГО

Законом определены минимальные требования к организации ремонта машины после ДТП по ОСАГО, которые одновременно выступают гарантиями для потерпевших:

  1. Сервис должен обеспечить ремонт в срок, не превышающий 30 рабочих дней. Срок начинает исчисляться с момента передачи машины на СТО или страховщику для транспортировки к месту ремонта.
  2. Сервис должен быть доступен для потерпевшего территориально: от места жительства или места ДТП (по его выбору) расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км. Это требование не принимается во внимание, если транспортировкой авто занимается страховая.
  3. Автомобили, с момента выпуска которых еще не прошло 2 года, должны направляться на ремонт только к официальным дилерам, то есть организациям/ИП, которые имеют договор с производителем или импортером на обслуживание конкретной марки авто. Требование было введено для сохранения гарантийных обязательств производителя. Правда, на некоторые машины срок гарантии составляет более 2 лет — решать вопрос их починки, по-видимому, придется путем переговоров со страховой организацией.

Если хотя бы одно из этих требований не может быть выполнено, автовладелец имеет полное право на замену ремонта выплатой.

Особенности ремонта и санкции за нарушение его сроков

При замене комплектующих не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных запчастей. При этом о том, должны ли это быть оригинальные запчасти или аналоги, в законе не говорится. Следовательно, установлены могут быть новые запчасти любого происхождения.

Вместе с тем не всегда можно найти новую деталь, пусть даже и не оригинальную (например, когда авто старое и запчасти к нему давно не производят). Для таких случаев законодатель оставил возможность использования при письменном согласии автовладельца и б/у деталей.

Всю ответственность за соблюдение сроков восстановления автомобиля несет страховая организация:

  1. До тех пор, пока отремонтированное авто не будет передано владельцу по акту приема-передачи, обязательства страховщика не считаются выполненными.
  2. Установленный законом 30-дневный срок ремонта может быть изменен только с письменного согласия автовладельца, и никакие обстоятельства не могут служить оправданием задержки.
  3. За каждый день просрочки установлен штраф в размере 0,5% суммы ремонта, при этом в целом штраф не может быть выше этой суммы. Для получения денег нужно написать страховщику заявление с указанием желаемого способа получения денег — на банковский счет или наличными.
    Форма заявления
    Скачать форму заявления

Действия в случае некачественного ремонта автомобиля

При приеме автомобиля на СТО владелец обязан зафиксировать в акте приема-передачи обнаруженные недостатки и направить в страховую организацию претензию. Если недостатки ремонта обнаружились не сразу, после их обнаружения следует направлять претензию, но не в сервис, а страховщику.

ВАЖНО! На ремонтные работы гарантийный срок по закону — 6 месяцев. Для кузовных работ и работ, связанных с лакокрасочными материалами, гарантия увеличена до 12 месяцев. Все сроки указываются в акте приемки авто. Претензии по качеству ремонта принимаются только в течение гарантийного срока.

После получения претензии страховая обязана в 5-дневный срок осмотреть авто (возможно привлечение специалистов из СТО). По результатам осмотра составляется акт. Если в ремонте выявлены недостатки, то:

  • в случае возможности устранить их выдается повторное направление на ремонт;
  • при невозможности их устранения выплачиваются деньги.

При этом стоит учесть, что на практике страховщики стремятся избежать признания ремонта некачественным, поэтому автовладельцам приходится обращаться в суд.

Можно ли и как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Деньги вместо ремонта получить можно, если конкретный случай подпадает под установленные законом исключения. Таким образом, это возможно, если:

  • страховая компания не может обеспечить выполнение хотя бы одного или сразу нескольких обязательных требований к проведению ремонта и потерпевший при этом не дал согласия на ремонт;
  • все участники аварии признаны виновными и потерпевший не согласен на доплату за ремонт;
  • стоимость ремонта выше, чем предельная сумма положенного страхового возмещения, и потерпевший не согласен на доплату за ремонт.

В некоторых случаях у владельца авто изначально есть выбор, что получить по полису ОСАГО - деньги или ремонт. Это возможно, если:

  • в ДТП он получил травмы, нанесшие тяжкий и средней тяжести вреду здоровью;
  • он имеет инвалидность, в связи с чем по медицинским показаниям ему положен автомобиль;
  • договором страхования была предусмотрена конкретная СТО для ремонта, но на момент обращения в страховую выполнить ремонт там невозможно.

Есть и ситуации, в которых страховщик выплачивает деньги в безусловном порядке:

  1. Если потерпевший погиб (деньги получают его родственники).
  2. Если транспортное средство не подлежит восстановлению.

Кроме того, деньги получить можно, заключив соответствующее письменное соглашение со страховой компанией.

***

Автовладелец, которому в качестве возмещения положен ремонт, может заменить его выплатой только в перечисленных в законе ситуациях. Вместе с тем деятельность страховых организаций контролирует Банк России, который может отозвать право направления на ремонт у компаний, нарушающих свои обязательства, на срок до года. В этом случае страховая будет вынуждена всегда платить по ОСАГО. Именно поэтому на недобросовестных страховщиков можно и нужно жаловаться.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Подписаться на рассылку