Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - кто это?

4937 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Уполномоченные доверенные лица по охране труда призваны осуществлять защиту трудовых прав сотрудников на предприятии. Об основах деятельности уполномоченных доверенных лиц по охране труда, а также об их практической работе расскажет предлагаемая нами статья. 

Уполномоченный на предприятии от трудового коллектива

Положение об уполномоченных доверенных лицах по охране труда

Случаи, когда уполномоченный выдает работодателю представление, образец представления

Уполномоченный на предприятии от трудового коллектива

Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.

Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:

  1. Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
  2. Уполномоченные лица по охране труда.

Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • расследовать несчастные случаи;
  • проводить экспертизу условий работы;
  • требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
  • принимать участие в разборе трудовых споров;
  • участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.

Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.

Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).

Подписывайтесь на наш
канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться на канал

Положение об уполномоченных доверенных лицах по охране труда

Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.

Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.

Помимо перечисленных документов правовой основой работы уполномоченного являются внутренние документы организации, коллективные договоры и приложения к ним.

Случаи, когда уполномоченный выдает работодателю представление, образец представления

Положение об уполномоченных доверенных лицах по охране труда
Скачать форму представления

Согласно абз. 13 ст. 370 ТК РФ, уполномоченный по охране труда имеет право вносить представления, которые обязательны к рассмотрению администрацией организации. Поводом к подаче таких представление может быть любой случай нарушения норм охраны труда, например:

  • неправильное использование средств защиты работниками;
  • необоснованный отказ в выдаче молока или иного специального питания;
  • несоблюдение процедуры обучения, инструктажа или допуска к выполнению профессиональных обязанностей и т. д.

Каждое представление оформляется на бланке унифицированной формы согласно приложению № 1 к указанному постановлению Минтруда РФ.

Важно отметить, что нормативными документами (ТК РФ, постановлением Минтруда РФ № 30) не определен точный срок устранения нарушений. В то же время установление срока для устранения нарушений не является и правом уполномоченного. Таким образом, в случае неустранения нарушений в разумный (достаточный) срок уполномоченные лица по охране труда вправе обращаться, согласно п. 2.3 постановления Минтруда РФ № 30, в интересах работников в трудовую инспекцию, суд или иные органы власти.

Грамотно оформленное представление выглядит следующим образом:

Представление

уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

09.07.2018

Начальнику цеха мясозаготовки Ильину Р. А.

В соответствии с требованиями Положения об охране труда в ООО «Солнце», предлагаю устранить следующие нарушения требований:

№ п/п

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

1

Отсутствует журнал регистрации вводных инструктажей

 До 12.07.2018

2

Работникам не выданы средства индивидуальной защиты.

До 12.07.2018

Уполномоченный (доверенное) лицо по охране труда: (подпись) Загибов О. Р.

Представление получил 09.07.2018: (подпись) Ильин Р. А.

Резюмируя, отметим, что уполномоченному по охране труда предоставлен широкий перечень возможностей для защиты прав работников. Однако при этом практическая реализация его правомочий часто затруднена зависимым положением от администрации, поскольку избирается он чаще всего из числа сотрудников предприятия.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписаться на канал
Ваши вопросы