Рубрикатор
Спросить юриста: 8 800 350-83-53 (звонок бесплатный)
Спросить юриста:
(звонок бесплатный)
Задать вопрос онлайн

Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) выделено в качестве самостоятельного состава правонарушения ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. С введением обязательного проведения СОУТ работодатели вынуждены вникать в порядок и особенности этой процедуры, изучать свои обязанности, связанные с ее осуществлением, а также оценивать возможное применение санкций за неправильное выполнение или отказ от рассматриваемой процедуры. 

Что такое СОУТ? Когда она должна проводиться?

Правовое регулирование СОУТ

Обязанность работодателя по проведению СОУТ

Распространенные нарушения порядка проведения СОУТ

Административная ответственность за непроведение СОУТ и нарушение порядка ее проведения

Уголовная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения СОУТ

Что такое СОУТ? Когда она должна проводиться?

Вошедшее в обиход сокращение СОУТ законом не закреплено, расшифровывается же данная аббревиатура как «специальная оценка условий труда». Под данным термином понимается осуществление совокупности мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных условий труда, воздействующих на работника, занимающего определенную должность и выполняющего определенную трудовую функцию, закрепленную его должностной инструкцией. Наиболее развернутое определение термина и цели проведения данных мероприятий приведены в ч. 1 ст. 3 закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

По общему правилу осуществление СОУТ является обязательным в отношении условий труда всех работников, осуществляющих свою деятельность в рамках трудовых отношений, хотя из данного правила существует и ряд исключений в отношении:Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ

  • работников, выполняющих свою трудовую функцию удаленно, то есть вне места расположения организации, ее представительств, офисов, производственных помещений и т. д.;
  • лиц, выполняющих свою работу на дому, заключив трудовой договор с организацией или предпринимателем;
  • работников, нанятых в рамках трудовых правоотношений физическими лицами, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей.

Во всех иных случаях проведение СОУТ является обязательным и никаких исключений из этого правила больше не существует — даже несмотря на, например, кажущуюся очевидность отсутствия вредных или опасных факторов.

Правовое регулирование СОУТ

Вопросы проведения СОУТ, права и обязанности лиц, задействованных в осуществление соответствующих мероприятий или интересы которых затрагиваются в ходе их проведении, а также ответственность работодателя (в том числе руководителя) за невыполнение требования о проведении специальной оценки либо нарушения, которые были допущены при ее проведении, регулируются следующими правовыми актами:

  • Трудовым кодексом РФ;
  • Уголовным кодексом РФ (ст. 143);
  • КоАП РФ (ч. 2 ст. 5.27.1);
  • указанным выше законом № 426-ФЗ;
  • перечнем рабочих мест с особенностями проведения в отношении них СОУТ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290;
  • правилами допуска организаций к рассматриваемой деятельности, их регистрации в реестре и регулирования их деятельности, утвержденными постановлением Правительства «О порядке допуска организаций…» от 30.06.2014 № 599.

Помимо приведенных документов указанные вопросы регулируются рядом иных подзаконных правовых актов, в том числе ведомственных — изданных Минтрудом, службами Росстандарта, Роструда и др.

Однако практика инспекций труда и судов всех уровней показывает, что нарушения, связанные с проведением СОУТ, довольно распространены, несмотря на действие ч. 2 ст. 5.27.1 с 01.01.2014 (в частности, Верховный Суд РФ в 2016 году рассматривал не менее 3 дел данной категории в месяц). В связи с этим регулирование данного вопроса обрастает все новыми и новыми ведомственными актами, разрешающими ранее коллизионные и нерешаемые вопросы и процедуры.

Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Обязанность работодателя по проведению СОУТ

Договор о проведении специальной оценки условий труда
Скачать форму договора

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 закона № 426-ФЗ, обязанность по обеспечению проведения СОУТ возлагается на работодателя. Это означает, что он должен привлечь специализированную организацию на основании договора, представить ей все необходимые документы и возможность осуществления всех необходимых мероприятий.

Кроме того, заказчик в лице работодателя обязан:

  • давать соответствующие разъяснения, связанные со спецификой труда на конкретном рабочем месте и иными вопросами, возникающими в ходе проведения СОУТ;
  • представлять проверяющей организации предложения работников (в случае их наличия), направленные на выявление вредных и опасных условий труда;
  • не препятствовать проведению оценки и не способствовать искусственному сужению круга вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проведения оценки;
  • после получения результатов ознакомить с ними соответствующих работников и дать им все необходимые разъяснения по вопросам, касающимся результатов оценки;
  • принимать в случае выявления небезопасных условий труда возможные меры для снижения вредного воздействия и повышения уровня безопасности при выполнении подчиненными их трудовых функций.

Данный перечень обязанностей не является исчерпывающим, т. к. в силу положения ст. 22 ТК обязанности могут вытекать и из других норм. Так, например, работодатель обязан обеспечить возможность присутствия своего работника при проведении СОУТ в случае, если тот изъявит такое желание.

Распространенные нарушения порядка проведения СОУТ

Нарушения процедуры проведения специальной оценки не являются столь очевидными, как ее полное отсутствие. В связи с этим рассмотрим ряд примеров нарушения порядка проведения СОУТ:

  1. Привлечение для проведения СОУТ организации, не внесенной в специализированный реестр и не имеющей право на осуществление деятельности по проведению специальной оценки.
  2. Отсутствие ознакомления работника с результатами оценки, подтвержденного его личной подписью.
  3. Умышленное сокрытие документов или информации от специализированной организации, выполняющей СОУТ, следствием которого стало несоответствие результатов проверки фактическому положению дел.

Данный перечень является лишь примерным, список возможных нарушений является открытым. Таким образом, всякое отступление от правил проведения данной процедуры по вине работодателя и нарушение им своих обязанностей, установленных законом (в частности, ч. 2 ст. 4 закона № 426-ФЗ), можно считать нарушением порядка и поводом для привлечения к ответственности.

Административная ответственность за непроведение СОУТ и нарушение порядка ее проведения

Ответственность за непроведение СОУТ и нарушение порядка ее проведения введена законом «О внесении изменений…» от 28.12.2013 № 421-ФЗ, принятым в целях приведения в соответствие действующих правовых актов закону о специальной оценке, и включена в отечественный КоАП (ч. 2 ст. 5.27.1).

Согласно указанной норме, в настоящее время действуют следующие санкции:

  • административный штраф в размере 5000–10 000 руб. — в отношении должностного лица, коим может являться как руководитель организации, так и иное лицо, ответственное за охрану труда и организацию проведения оценки;
  • штраф от 5000 до 10 000 руб. — в отношении индивидуальных предпринимателей;
  • штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. — для юридических лиц.

Частью 5 упомянутой статьи предусмотрен квалифицированный состав данного правонарушения — аналогичный проступок, совершенный повторно. При втором и последующем привлечении к ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ или отсутствие ее проведения должностные лица вынуждены будут либо заплатить штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб., либо получить дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. Предприниматели могут быть подвергнуты либо такому же штрафу, либо наказаны приостановкой деятельности на срок до 90 суток. Наиболее строгие санкции в данном случае могут быть применены к организациям и учреждениям, которые должны будут заплатить штраф от 100 000 до 200 000 руб. либо претерпеть приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Уголовная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения СОУТ

При доказанной причинно-следственной связи между отсутствием проведения специальной оценки или нарушениями при ее проведении и наступлением тяжкого вреда здоровью работника либо его смертью к ответственному представителю работодателя могут быть применены уголовные санкции.

В частности, ст. 143 УК предполагает следующие наказания:

  • от 400 000 руб. штрафа до года лишения свободы — при наступлении тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1);
  • до 4 лет лишения свободы — в случае смерти работника (ч. 2);
  • до 5 лет лишения свободы — при наступлении смерти 2 работников и более (ч. 3).

Итак, за нарушение процедуры проведения специальной оценки, равно как и за ее полное отсутствие, работодатель несет административную и уголовную ответственность. Административному или уголовному наказанию может быть подвергнуто лицо, ответственное за охрану труда и организацию проведения СОУТ (например, руководитель организации или начальник службы по охране труда). Уголовная ответственность за данное деяние наступает лишь при наступлении смерти работника либо нанесении тяжкого вреда его здоровью. Однако для привлечения работодателя к такого рода ответственности должна присутствовать и быть доказанной причинно-следственная связь между нарушением процедуры оценки или ее непроведением и наступившими последствиями.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Подписаться на рассылку