Рубрикатор
Спросить юриста: 8 800 350-83-53 (звонок бесплатный)
Спросить юриста:
(звонок бесплатный)
Задать вопрос онлайн

Устав образовательной организации

2
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям, установленным законом, и подлежит регистрации в определенном порядке. Подробно о том, какими законодательными нормами урегулирована подготовка уставов для образовательных учреждений, какие требования предъявляются к таким документам и их содержанию, расскажет наша статья.

Правовое регулирование деятельности образовательных организаций

Требования к уставу образовательной организации. Какие сведения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения

Какая должна содержаться информация в уставе: перечень разделов

Правовое регулирование деятельности образовательных организаций

Осуществление образовательной деятельности регламентируется законом «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта образовательной считается некоммерческая организация, созданная для осуществления деятельности по обучению в соответствии с имеющейся лицензией.

Осуществление такой деятельности — основная цель, для достижения которой подобные учреждения создаются. Это не значит, что образовательная организация не может преследовать иные цели, однако закон налагает на регистрируемое учреждение обязанность по выбору основного вида деятельности, связанного с обучением третьих лиц.

Согласно положениям ст. 25 закона № 273-ФЗ все образовательные организации действуют на основании устава, подлежащего утверждению в установленном порядке. Учредительный документ учебных учреждений должен соответствовать не только требованиям, закрепленным в ст. 25 закона № 273, но и общим положениям, предусмотренным ст. 52 ГК РФ.

Кроме того, поскольку подобные учреждения относятся к некоммерческим, их учредительные документы должны соответствовать положениям закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Подробнее об уставах НКО читайте в соответствующей статье.

Положения ст. 14 закона № 7 определяют требования к учредительным документам. Так, устав бюджетного или казенного учреждения подлежит утверждению:

  • Правительством РФ;
  • органом исполнительной власти субъекта;
  • муниципалитетом.

Таким образом, составление уставов образовательных организаций — довольно сложная процедура, поскольку необходимо руководствоваться не только общими требованиями, которые предъявляются ГК РФ, но и требованиями специального законодательства.

Требования к уставу образовательной организации. Какие сведения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения

Уставы учебных учреждений оформляются в письменной форме и подлежат обязательному утверждению учредителями. Каждый документ должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе.

Все требования к уставу, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения, можно условно разделить на 2 категории:

  1. Основанные на федеральном законодательстве и обязательные для всех образовательных учреждений.
  2. Действующие в отношении отдельных видов и типов учебных заведений.

Таким образом, при составлении текста устава или внесении в ранее составленный документ изменений следует руководствоваться всем спектром правовых норм, регулирующих деятельность в сфере образования.

Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Требования к содержанию устава

В уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная ГК РФ, а также законами № 7-ФЗ и 273-ФЗ.

Общие требования к содержанию учредительного документа учебного учреждения сформулированы в ч. 4 ст. 52 ГК РФ. В частности, в уставе организации должна присутствовать информация:

  • о наименовании учреждения;
  • организационно-правовой форме осуществления деятельности;
  • юридическом адресе;
  • порядке управления организацией.

В силу ч. 3 ст. 14 закона № 7 в уставе НКО должны содержаться также сведения:

  • о предмете и целях деятельности организации;
  • филиалах и представительствах;
  • условиях приема членов и порядке их выхода из организации;
  • порядке использования имущества в случае ликвидации.

В ст. 25 закона № 273 также сформулирован ряд требований, которые дополняют предусмотренные ГК РФ. Согласно данной норме в уставе образовательной организации должны быть отражены сведения:

  • о типе учебного заведения;
  • учредителях;
  • видах программ, реализуемых для достижения поставленной цели, с указанием направленности осуществления деятельности и уровня оказания услуг;
  • структуре и компетенции органов управления организации, способах и порядке их формирования, сроках осуществления полномочий.

В силу специфики деятельности, которая не предполагает извлечения прибыли, образовательные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доход, только в том случае, когда это способствует достижению поставленной цели. При этом вся прибыль, получаемая от занятия предпринимательской деятельностью, должна быть направлена на достижение целей, указанных в уставе.

Учредители дополнительно могут внести в учредительные документы иные сведения, не предусмотренные законом. Однако при этом важно помнить, что такие сведения не должны противоречить требованиям нормативно-правовых актов.

Какая должна содержаться информация в уставе: перечень разделов

Четко закрепленные на законодательном уровне требования к структуре учредительных документов отсутствуют. Таким образом, при составлении устава следует руководствоваться указанными выше правилами, а также анализировать уже принятые уставы образовательных организаций.

Проведенный анализ позволяет определить разделы, наиболее часто используемые в структуре учредительных документов учебных заведений. К таковым относятся:

  1. Общие положения.
  2. Предмет, цели и виды деятельности.
  3. Образовательные программы.
  4. Компетенция, права, обязанности участников и их ответственность.
  5. Имущество и финансовое обеспечение.
  6. Органы управления.
  7. Информационная открытость.
  8. Реорганизация и ликвидация.
  9. Порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Некоторые из предложенных разделов могут быть объединены или исключены вовсе (например, раздел «Информационная открытость» характерен для бюджетных учреждений). Поскольку законодательных требований к структуре устава не предъявляется, допускается определенная свобода при ее определении. Главное, чтобы содержание документа было последовательным и понятным.

***

В заключение остается отметить, что под уставом образовательной организации понимается учредительный документ, соответствующий требованиям ГК РФ и законов № 7-ФЗ и 273-ФЗ. Неисполнение данных требований влечет отказ в регистрации учебного учреждения и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При устранении нарушений документ пройдет регистрацию и сведения об организации будут внесены в ЕГРЮЛ.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Прокуратура утверждает, что устав нашей образовательной организации – незаконный, т.к. в нем не урегулированы отношения с учащимися (порядок приема, отчисления и т.п.) Вынесли представление, что нужно привести устав в соответствие. Однако в законе об образовании ничего такого не сказано – что нужно указать порядок приема и т.п., все в уставе. У нас есть и другие внутренние документы, где все нужное прокуратуре описано, документы выложены на сайте образовательного учреждения.
Ответить
Сергей Викторович

Действительно, перечисленные вами моменты не обязательно должны регулироваться уставом. Прокуратура осуществляет надзор за вашей организацией с целью проверки соблюдения законодательства и защиты прав граждан (ст.ст. 21, 26 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1). Так как закон учреждение не нарушило, права обучающихся на страдают (нужные им сведения о приеме и т.п. в учебное заведение они могут получить на сайте заведения из других документов), требования прокуратуры неправомерны (см. например, Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 25.07.2016 по делу № 33а-529/2016).

Ответить
Подписаться на рассылку