Рубрикатор
Спросить юриста: 8 800 350-83-53 (звонок бесплатный)
Спросить юриста:
(звонок бесплатный)
Задать вопрос онлайн

По каким правилам проводится проверка ФНС

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Налоговая проверка - это один из способов контроля за соблюдением налогового законодательства. Какие бывают налоговые проверки? В каком порядке они проводятся? Как обжаловать вынесенное решение? Расскажем в нашем обзоре.

Что такое налоговая проверка

Виды проверок ФНС

Камеральная проверка

Углубленная камеральная проверка

Выездная проверка

Встречная проверка

Повторная проверка

Порядок проведения проверок

Оформление результатов проверки

Обжалование акта проверки

Что такое налоговая проверка

Налоговая проверка является наиболее эффективным методом налогового контроля.

В ходе проведения налоговых проверок налоговики собирают информацию о деятельности налогоплательщика. При этом используются различные методы: проведение опросов и допросов, запрос пояснений и документов, осмотр имущества организации, сопоставление документов и информации, полученных из различных источников.

Анализ всех полученных данных позволяет налоговикам выявить допущенные нарушения налогового законодательства.

Рассмотрим подробнее виды проверок, когда инспекторы могут инициировать налоговые проверки, чем руководствуются при их проведении, а также права и обязанности проверяющих и налогоплательщиков в ходе проверки.

Виды проверок ФНС

НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок:

  • выездные — проводятся по адресу налогоплательщика;
  • камеральные — проводятся в стенах налоговой инспекции.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной проверки.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки бывают:

  • комплексными — проверка предприятия на предмет соблюдения налогового законодательства в целом;
  • целевыми — проверка отдельных операций налогоплательщика или на предмет соблюдение налогового законодательства по отдельному направлению (по определенной сделке, по ВЭД и т. д.);
  • тематическими — проверка соблюдения отдельных норм налогового законодательства (например, правильности исчисления НДС или налога на прибыль).

По методу проведения проверки делятся:

  • на сплошные — проверяются все документы налогоплательщика; обычно такими бывают налоговые проверки малого бизнеса;
  • выборочные — исследуется выборка документов; как правило, так проверяют фирмы с большим документооборотом.

Также выделяют:

  • контрольные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом с целью выявить нарушения инспекторов, допущенные при проверке ИФНС;
  • повторные проверки, в ходе которых проверяются те же налоги за те же периоды, по которым проверка уже проводилась.

Камеральная проверка

В рамках камеральной проверки проверяются полнота и правильность исчисления конкретного налога за один налоговый период. Такая проверка юрлиц ФНС основывается на представленных декларациях (расчетах) и иных документах, полученных в ходе налогового контроля.

Бытует мнение, что камералят только убыточные декларации, с налогом к возмещению или с заявленными льготами. Это мнение ошибочно. Камералка автоматически начинается в день представления любой декларации — решение руководства для ее начала не требуется.

На проверку инспекторам отводится 3 месяца. Из этого правила есть исключение.

2 месяца — предельный срок проверки декларации по НДС, кроме иностранных фирм, оказывающих электронные услуги в РФ, их проверяют 6 месяцев.

Приостановление или продление срока камеральной проверки НК не предусмотрено. Исключение: можно продлить до 3 месяцев проверку декларации по НДС.

Акт по результатам камеральной проверки составляется только в случае выявления нарушений. На его оформление отводится 10 рабочих дней.

Углубленная камеральная проверка

Об углубленной камеральной проверке свидетельствует получение от налоговиков требований представить документы и пояснения.

Инспекторы вправе запросить пояснения в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • при выявлении ошибок или нестыковок с другой имеющейся в ФНС информацией;
  • при представлении уточненной декларации, в которой сумма налога меньше, чем в первичной;
  • при заявлении убытка в декларации по налогу на прибыль.

Представить пояснения необходимо в течение 5 рабочих дней.

Запрос документов в ходе камералки возможен лишь в следующих случаях:

  • применены налоговые льготы, включая пониженные ставки налога, или отражены суммы, не подлежащие налогообложению;
  • заявлен НДС к возмещению;
  • декларация по налогу на прибыль представлена участником договора инвестиционного товарищества;
  • спустя более чем 2 года представлена уточненка с уменьшением суммы налога или с увеличенной суммой убытка;
  • при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  • данные, представленные в декларации по НДС, расходятся с аналогичными данными в декларациях контрагентов;
  • в декларации по акцизам заявлены вычеты.

Запрошенные документы надо представить в течение 10 рабочих дней.

Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Выездная проверка

Для начала выездной проверки необходимо решение руководителя ИФНС или его заместителя. Если организация не может предоставить проверяющим помещение, проверка проводится в помещении инспекции.

Проверяемый период не может превышать трех лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Максимальный срок проверки — 2 месяца, но в некоторых случаях он может быть продлен до 4 или 6 месяцев. На проверку филиалов и представительств отводится 1 месяц. Днем начала проверки является дата решения о ее проведении, днем окончания — дата составления справки о проведенном контрольном мероприятии.

Проверка может быть приостановлена максимум на 6 месяцев, если необходимо:

  • получить информацию от иностранных госорганов;
  • получить информацию или документы у контрагентов;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык полученные в ходе проверки документы.

Выездная проверка может быть комплексной или тематической.

Встречная проверка

НК не содержит такого понятия, как встречные проверки ФНС. Однако этот термин прочно закрепился за запросами, которые налоговики отправляют контрагентам проверяемых компаний.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной проверки либо способом проверки отдельных операций компании вне рамок проверки. Она позволяет сравнить различные экземпляры одного и того же документа, а также убедиться в реальном существовании контрагентов организации.

Если один и тот же документ у поставщика и покупателя имеет какие-либо расхождения или контрагент вообще не ответит на запрос, это будет свидетельствовать о возможных налоговых нарушениях.

Ответить на запрос по встречке необходимо в течение 5 дней с даты его получения.

Повторная проверка

НК запрещает проводить повторную выездную налоговую проверку фирмы по одним и тем же налогам за один и тот же период за исключением трех случаев:

  • контрольная проверка вышестоящего налогового органа с целью контроля за работой ИФНС;
  • представление за уже проверенный период уточненки, в которой сумма исчисленного налога меньше, чем в первичной декларации;
  • при реорганизации или ликвидации юрлица.

Повторная проверка может охватывать не более трех лет, предшествующих дате решения о ее проведении. Если проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации, проверяется только уточненный налог за период, указанный в этой декларации.

Не является повторной проверкой:

  • проверка по налогам, которые не проверялись в предыдущую проверку;
  • выездная проверка по налогам, ранее проверенным в ходе камералки;
  • камеральная проверка уточненной декларации.

Порядок проведения проверок

Как уже упоминалось, выездная налоговая проверка ООО и фирм с другой организационно-правовой формой начинается с принятия решения о ее проведении. В решении обязательно указываются:

  • наименование проверяемой организации;
  • налоги, по которым проводится проверка; при комплексной проверке указывается «по всем налогам»;
  • проверяемый период;
  • должности и фамилии проверяющих.

В течение календарного года не может быть проведено более двух выездных проверок.

При приостановлении проверки все действия налоговиков на территории организации прекращаются, все документы, кроме изъятых, возвращаются.

В ходе выездной налоговой проверки юридического лица, а также при камеральной проверке декларации по НДС налоговики могут:

  • проводить допросы, осмотры, инвентаризацию, экспертизы;
  • вызывать свидетелей;
  • привлекать экспертов и переводчиков;
  • истребовать документы и производить их выемку.

По окончании выездной проверки составляется справка. Она вручается налогоплательщику лично, а при невозможности это сделать отправляется по почте и считается полученной на 6-й день с даты отправки. С даты ее составления проверяющим дается 2 месяца (3 месяца при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) на оформление акта.

Оформление результатов проверки

В отличие от камералки акт по результатам выездной проверки составляется всегда. При выявлении нарушений к нему прикладываются подтверждающие такие факты документы. В течение 5 дней акт вручается налогоплательщику лично или, если он уклоняется от получения, отправляется по почте.

После получения акта камеральной или выездной проверки у организации есть месяц на подачу возражений. После этого срока рассматриваются материалы проверки. О дате и месте рассмотрения налоговики обязаны уведомить налогоплательщика. Отсутствие такого уведомления — основание для отмены решения по проверке.

По результатам рассмотрения материалов выносится одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения к ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На дополнительные мероприятия отводится 1 месяц, срок продлить нельзя.

Решение о привлечении или об отказе от привлечения к ответственности вручается в течение 10 рабочих дней с даты принятия.

Обжалование акта проверки

Если организация не согласна с вынесенным решением, она вправе в течение месяца с даты его получения подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Оспорить можно как решение в целом, так и его часть.

Жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если:

  • пропущен срок ее подачи;
  • нарушен порядок ее подачи;
  • получен отзыв жалобы;
  • ранее подавалась аналогичная жалоба;
  • нарушения прав подателя жалобы уже устранены.

Срок рассмотрения жалобы — 1 месяц, но он может быть продлен до 2 месяцев. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или в части.

Принятое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суде.

***

НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Порядок их проведения и обжалования результатов регламентируется главой 14 НК РФ.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Источники:
Налоговый кодекс РФ
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Подписаться на рассылку