Рубрикатор

Что делать, если звонят коллекторы

3
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Для многих граждан актуален вопрос, как выбрать правильную линию общения с коллекторами и обезопасить себя и близких от неправомерных действий со стороны сотрудников агентств по взысканию задолженностей. Если ранее работа коллекторов не регламентировалась нормами закона, то теперь их деятельность строго ограничена. Какие способы взаимодействия сотрудников коллекторских агентств с гражданами неправомерны и что делать, если вам угрожают? Об этом читайте далее.
Вам помогут документы и бланки:
  1. Бланк жалобы на коллекторов в полицию
  2. Бланк заявления об отказе от взаимодействия с коллекторами

Кто такие коллекторы и какие они имеют права

Коллектор — посредник между банковской или иной финансовой организацией и гражданином, являющимся должником по кредитным обязательствам или другим долгам.

В качестве коллектора может выступать частное лицо или организация, так называемое коллекторское агентство, и именно этот вариант является сегодня наиболее распространенным. Агентства наделяются правом выступать на арене финансового рынка самостоятельно или действовать от имени банка, фактически являясь структурным подразделением финансовой организации.

Закон «О защите прав…» от 03.07.2016 № 230 строго ограничивает права коллекторов, устанавливая для них ряд правил. Они могут:

  • отправлять гражданину СМС, электронные и обычные письма с указанием суммы имеющейся задолженности и требования о ее возврате, при этом общение должно соответствовать правилам приличия и быть корректным;
  • звонить по телефону в строгом соответствии с установленным законом регламентом;
  • встречаться с должником лично при его согласии;
  • подавать заявления и иски с требованием взыскания задолженности в судебные инстанции.

Нарушение коллекторами интересов и прав гражданина влечет за собой привлечение к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности.

Как можно взаимодействовать с коллекторами

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, как вести себя с коллекторами. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Порой коллекторы действуют далекими от норм действующего законодательства способами. Для защиты личных интересов и прав взаимодействовать с представителями данных организаций рекомендуется следующим образом:

  • При поступлении звонка сотрудник обязан представиться, назвать наименование организации, от лица которой он действует, довести до должника сведения об имеющейся задолженности.
  • При общении с коллектором по телефону или в ходе личной встречи рекомендуется вести аудио- или видеозапись. Доказательная база послужит интересам должника в случае судебного разбирательства.
  • Если коллектор ведет себя некорректно, допускает угрозы или оскорбления в ваш адрес, обращайтесь в полицию, прокуратуру, ФССП. Важно указать представителю коллекторского агентства на возможные последствия неправомерных действий с его стороны.

В соотвествии со ст. 7 ФЗ № 230 должник вправе отказаться от взаимодействия с представителями коллекторского агентства. Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий: право отказа предоставляется гражданину только в том случае, если наступления просрочки по кредиту прошло более четырех месяцев. Сделать это раньше указанного срока могут граждане, отнесенные к категории социально незащищенного слоя населения. Выразить отказ нужно в письменном виде по специальной форме, которую вы можете скачать по ссылке в начале статьи.

Чего лучше не делать

Неграмотные действия со стороны гражданина в рамках общения с представителями коллекторского агентства могут привести к негативным для должника последствиям. Для исключения возможных неприятностей не рекомендуется:

  • поддаваться эмоциям, демонстрировать коллекторам готовность найти денежные средства для оплаты имеющейся задолженности;
  • нарушать принципы этики и делового общения: грубить сотрудникам агентств, допускать оскорбления и угрозы. Помните, что вы тоже несете ответственность за свои незаконные действия;
  • передавать денежные средства на руки представителей агентств по взысканию задолженностей — их нужно передать непосредственно кредитору под расписку.

Не пускайте коллекторов в квартиру. Одна из распространенных форм угроз коллекторов — составление описи имущества, принадлежащего гражданину с целью последующей его реализации. Важно знать, что совершение подобных действий допускается только со стороны сотрудников ФССП и лишь при наличии исполнительного документа. Аналогичные действия коллекторов нарушают закон и предусматривают привлечение к ответственности.

Что делать, когда звонят коллекторы

Алгоритм действий при общении с коллекторами следует выстраивать в соответствии с обстоятельствами и особенностями ситуации. К примеру, при отсутствии долга гражданин вправе пресечь взаимодействие с коллекторами. Если долги имеются, действовать необходимо в соответствии с требованиями ФЗ № 230, о которых поговорим ниже.

Звонки коллекторов в случае невыплаченного кредита

Гражданин наделяется правом отказа от общения с коллекторами посредством телефонной, электронной или иных видов связи. При этом ответственность за это в рамках закона не предусмотрена.

При наличии действующей задолженности можно предложить коллекторам действовать через суд.

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Напомним, что при звонке от коллектора важно вести аудиозапись, а при непосредственном контакте — видеозапись. При совершении сотрудником агентства неправомерных действий, к примеру высказывании угроз или оскорблений, записанные материалы станут основанием для привлечения коллектора к ответственности, в том числе уголовной.

Звонки от коллекторов по чужому кредиту

Нормы действующего законодательства строго ограничивают права коллекторских агентств относительно возможности взаимодействия с гражданами, не являющимися должниками. При поступлении информации о несуществующей задолженности лицу рекомендуется немедленно обратиться с жалобой в прокуратуру или ФССП.

Имеют ли право коллекторы звонить на работу?

В ряде случаев звонки коллекторов по месту трудовой деятельности должника не являются прямым нарушением норм действующего законодательства. Так, сотрудник агентства вправе совершить звонок в том случае, если номер телефона оставлен самим должником для проведения переговоров. Также коллектор может позвонить с целью уточнения информации относительно того, действительно ли заемщик трудоустроен в организации.

При этом разглашение коллектором сведений о наличии у заемщика задолженностей следует рассматривать как прямое нарушение положений ФЗ № 230, что дает физлицу право направить жалобы в вышестоящие инстанции.

Имеют ли право коллекторы звонить родственникам

Возможность общения коллекторов с третьими лицами, к примеру с родственниками должника, регламентирована ст. 4 ФЗ № 230. Сотрудник вправе звонить близким заемщика только при условии наличия выраженного в письменном виде согласия со стороны родственника.

Также сам должник должен выразить письменное согласие на взаимодействие коллектора с его родственниками.

Как часто могут звонить коллекторы

Коллектор вправе совершать звонки не ранее 8 утра и не позднее 10 вечера, в выходные — с 9 утра и до 8 вечера.

Законом ограничено и количество звонков, которое может совершить сотрудник организации по взысканию задолженностей. Так, на протяжении суток коллектор вправе сделать один звонок, в течение недели — два, в месяц — не более восьми. Кроме того, запрещается взаимодействие с гражданином посредством телефонной связи в том случае, если должник является банкротом, лицом, не достигшим возраста совершеннолетия, инвалидом первой группы, находится на лечении или признан недееспособным.

***

Коллекторские агентства представляют собой организации, деятельность которых строго ограничена и регламентируется нормами действующего законодательства. Нарушение регламента отдельными сотрудниками влечет за собой наложение на компании данной категории крупных штрафов, а в некоторых случаях — лишение лицензии на право осуществлять коллекторскую деятельность. При взаимодействии с коллекторами важно соблюсти личные гражданские интересы и права, нарушение которых представителями агентств может повлечь за собой крайне негативные для них последствия.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Кредиты и долги».

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Добрый вечер помогите пожалуйста я нарушила обязательство в МФО ВАШИ ДЕНЬГИ мне названивают коллекторы и угрожают собираются выехать по месту регистрации и работы звонят с разных номеров. Я боюсь что мне делать?
Ответить
Мне пришла смс: НА ВАШ АДРЕС БЫЛ ОТПРАВЛЕН ИНСПЕКТОР ACF ДЛЯ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА.МОЛИТЕСЬ И ОЖИДАЙТЕ ВСТРЕЧИ.как вести себя в этой ситуации?
Ответить
подскажите пожалуйста, что делать если коллекторы звонят родственникам? И при этом могут ли они шантажировать судом и какими то повестками, которые не приходили по адресу где живу? спасибо)
Ответить