Рубрикатор

Каковы принципы контрактной системы в сфере закупок?

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Принципы контрактной системы в сфере закупок — это правила, на которых базируется система обеспечения государственных нужд. Нюансы применения принципов и их соотношение с базовыми началами регулирования закупок для отдельных организаций рассмотрены в настоящей статье. 

Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?

На основании положений ст. 6–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 7 принципах:

  1. Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
  3. Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
  4. Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
  5. Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
  6. Ответственность заказчиков (их должностных лиц) за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить.
  7. Эффективность работы в области планирования и подготовки контрактов и иных этапов осуществления закупок.

Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.Каковы принципы контрактной системы в сфере закупок?

Принцип поощрения новшеств

Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.

Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль. Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643). Предполагается, что данный принцип означает, что заказчик должен не выбирать самый высокотехнологичный товар из предложенных исполнителями, а изначально при перечислении требований к товару учитывать принцип стимулирования технологических новшеств.

ВАЖНО! Разъяснения Минэкономразвития не являются императивными, поскольку министерство не наделено полномочиями по разъяснению законов России.

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?

Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:

  • открытость информации о закупке;
  • паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
  • эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
  • неизменность требований к участникам.

При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е. также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя. Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру, государственных корпораций.

Информационное же обеспечение, предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ, можно применить и к отношениям по обеспечению государственных и муниципальных нужд с помощью закупок. Согласно нормам указанной статьи, информационное обеспечение предполагает раскрытие информации о будущих закупках с помощью размещения в ЕИС, объединяющей приобретение товаров, услуг и работ по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, сведений о планируемых приобретениях. Аналогичное положение содержится в ст. 17 закона № 44-ФЗ.

Итак, контрактный порядок закупок построен на 7 принципах: единстве системы, ответственности заказчиков и их служащих, профессионализме контролирующих органов, специализированных организаций и заказчика, открытости и прозрачности данных, конкуренции исполнителей, стимулировании инноваций, эффективности осуществления закупок. К рассматриваемым отношениям по закупке можно применить предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ требование об информационном обеспечении.

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии