Рубрикатор

Отличие лицензионного договора от договора коммерческой концессии

0
Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Отличие лицензионного договора от договора коммерческой концессии (франчайзинга) далеко не только в названии. Это абсолютно разные сделки, и заключая одну из них, вы должны четко понимать преимущества и недостатки каждого вида договора. О том, что представляют собой эти договоры, в чем их сходство и различие, читайте далее.
Вам помогут документы и бланки:
  1. Бланк лицензионного договора

Понятие лицензионных и концессионных договоров

Основа любого договора - это его предмет, то есть то, что именно он регулирует. Чтобы проще было провести сравнение договоров, приведем для начала описание их предметов. По лицензионным договорам, согласно ст. 1235 ГК РФ, от одной стороны к другой предоставляются в пользование права на объекты интеллектуальной собственности. Пользование производится в пределах, очерченных договором.

По договорам франчайзинга тоже предоставляются в пользование права на различные объекты интеллектуальной собственности, но обязательно — сразу несколько прав, причем одним из них должно быть право на товарный знак. Кроме того, предполагается автоматическое предоставление таких благ, как предпринимательский опыт обладателя прав и его деловая репутация (ст. 1027 ГК РФ). Использование прав, репутации и опыта производится в определенном договором объеме.

Лицензионный договор и договор франчайзинга — что общего

Распорядиться исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности можно 2 способами:

  1. Путем заключения договора, по которому правообладатель полностью утрачивает право на объект и отчуждает его третьему лицу (договоры об отчуждении исключительного права).
  2. Путем заключения договора, по которому право на объект интеллектуальной собственности всего лишь передается в пользование, т. е. правообладатель его при этом не утрачивает (лицензионные договоры).

Договор коммерческой концессии в контексте этого разделения относится ко 2-й группе договоров, т. е. договорам лицензионным.

Кроме того, современные лицензионные договоры редко содержат одно только обязательство — предоставить право на результат интеллектуальной деятельности. Зачастую в них присутствуют и обязательства по оказанию различного содействия лицензиату в использовании прав (вплоть до финансирования лицензиаром лицензиата на период освоения последним лицензии). Не запрещено передать по лицензионному договору и права одновременно на несколько интеллектуальных объектов. Более того, обособив договор франчайзинга в главе 54 ГК РФ, законодатель предусмотрел дополнительное регулирование отношений его сторон, разрешив применять нормы о лицензионном договоре постольку, поскольку это не противоречит существу концессии и нормам о ней.

Все это дало основание для смешения этих 2 договоров: нередко концессия рассматривается как разновидность лицензионного договора.

В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, как открыть готовый бизнес, стоит ли работать по франшизе.  Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. 

Различия концессии и лицензии

Насчет различий этих договоров обычно говорят, что концессия позволяет использовать исключительные права в комплексе, в отличие от лицензии, по которой используется право на 1 объект интеллектуальной собственности. На этот критерий ссылались и суды (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 № А-56-16500/01). При этом иногда суды и игнорировали этот критерий, признавая лицензионный договор договором концессии (см. постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2005 № А65-2110/04-СГЗ-28).

Это говорит о том, что различия состоят вовсе не в количестве передаваемых прав. К тому же выше уже отмечалось, что по лицензионному договору может быть передан комплекс прав.

Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Ключевые же различия концессии и лицензии кроются в их назначении. Ведь концессия — это сугубо предпринимательский договор, поэтому:

  1. Сторонами франчайзинговых отношений могут быть только предприниматели и коммерческие юрлица, лицензионных — также некоммерческие организации и граждане.
  2. Концессия всегда возмездна, лицензионный же договор может быть безвозмездным.
  3. Лицензионный договор имеет более узкое применение, т. к. он призван улучшить производственную деятельность лицензиара с помощью прав на результаты интеллектуальной деятельности, концессия же всегда означает тесное взаимодействие сторон в целях развития бизнеса под маркой правообладателя.
  4. Концессия предполагает продвижение бизнеса правообладателя другим лицом — пользователем, в связи с чем последний для узнаваемости бизнеса потребителями использует внешние атрибуты правообладателя. Проще говоря, в составе предмета концессии всегда присутствует право на товарный знак или знак обслуживания.

Сущность коммерческой концессии как самостоятельной договорной формы

Разрешения законодателя применять к франчайзингу нормы о лицензионных договорах недостаточно для смешения этих договорных форм. В ГК РФ есть немало случаев применения к самостоятельным видам договоров норм о других договорах: ссуда и аренда, мена и купля-продажа, возмездное оказание услуг и подряд.

Владельцы бизнеса заинтересованы в развитии сети своих предприятий, и именно франчайзинг чаще всего используется для этого. С помощью него создается целая система распределения товаров и услуг. При этом небольшие хозяйствующие субъекты, получая возможность использовать раскрученную марку, находятся в зависимости от указаний правообладателя (хотя и являются юридически самостоятельными).

В рамках же концессии происходит наиболее тесное взаимодействие сторон договора. Правообладатель оказывает пользователю консультации, контролирует качество оказываемых им услуг, обучает его сотрудников. Это совершенно не свойственно лицензионным договорам, суть взаимодействия сторон по которым сводится в распределении прав использования какого-либо (как правило, одного) права на РИД.

***

Таким образом, договор коммерческой концессии — самостоятельное соглашение, отличающееся от лицензионного по своему назначению. Дополнительное регулирование франчайзинга ограничено и касается, пожалуй, только отношений по использованию переданных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Существует это регулирование лишь потому, что коммерческая концессия произошла от лицензии, но однажды «доросла» до обособления.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Договор". 

Рейтинг Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии