Как открыть кофейню с нуля и с чего начать?

2598 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

«Как открыть кофейню с чего начать» — такой поисковый запрос задают те, кто хочет себя попробовать в этом бизнесе. Разберемся, какие здесь могут быть варианты и как избежать некоторых подводных камней, характерных для заведений общественного питания. 

Особенности открытия кофейни

Как открыть кофейню с нуля и на новом месте?

Как открыть кофейню по франшизе?

Как открыть кофейню и нанять персонал?

Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен

Особенности открытия кофейни

Как правило, кофейня — это небольшой ресторан, где основу подаваемых напитков составляет кофе различных сортов, приготовленный всевозможными способами. Еда в кофейнях тоже подается, но обычно это несложные блюда: кондитерские изделия, бутерброды, десерты. Таким образом, в кофейню ходят не питаться, а отдохнуть и полакомиться. Алкогольные напитки там либо не подаются вовсе, либо подаются умеренно, часто — в составе других (кофе с коньяком, грог, глинтвейн).

Отсюда — некоторые специфические черты, которые связаны с открытием и оформлением документов на кофейню:

  1. Отсутствие алкоголя позволяет обойтись без разрешения на его продажу. В тех же случаях, когда он все же подается в кофейне, он оказывается высокоградусным (пиво или медовуха в концепцию кофейни почти никогда не укладывается) — а это значит, что для открытия такого заведения, скорее всего, придется регистрировать не ИП, а ООО (ему получить лицензию на алкоголь намного проще).
  2. Отсутствие в меню сложных блюд упрощает санитарные требования к кухне. Более того, в кофейне ее вообще может не быть — в этом случае посетителям подаются только готовые продукты (печенья, пирожные, штрудели и т. д.) или разогретые в микроволновой печи бутерброды. Но в любом случае кофейня приравнивается к месту общественного питания, поэтому о начале ее работы необходимо уведомить Роспотребнадзор.
  3. Кофейня может быть индивидуальной, а может быть частью сети или работать по франшизе — в этом случае придется заключать договор с владельцем бренда.
  4. Наконец, кофейня требует специфического оборудования: кофемашины, кофемолки (по одной на каждый сорт кофе) и т. п.

Как открыть кофейню с нуля и на новом месте?

Скачать форму заявления

Для того чтобы открыть кофейню, сначала придется зарегистрировать в налоговой коммерческое юридическое лицо (лучше всего ООО) либо получить статус ИП (см.: Самостоятельная регистрация ИП в 2015 году: как оформить?). В принципе, как уже было сказано, для мобильной кофейни (с минимумом мебели, где нет продажи алкоголя) ИП — более чем подходящий вариант. Поэтому, если кофейня открывается именно с нуля и на месте, где раньше не было заведений общественного питания, лучше всего получать именно этот статус. Позднее, если бизнес окажется успешным и начнет развиваться, вполне можно будет открыть и ООО.

Расписывать конкретный порядок открытия ООО или регистрации ИП не будем, заметим только, что лучше все-таки сначала пройти регистрацию в налоговой, а уже потом искать место под кофейню. В противном случае могут возникнуть проблемы с заключением договора аренды, т. к. нужно указывать, от чьего имени он заключается.

Выбирая же место под кофейню, нужно исходить из следующего:

  1. Наилучшие места — это здания возле вузов, рынков, вокзалов и других мест, где постоянно происходит движение людей. Оптимальный вариант для таких мест — это кофейня в американском стиле: минимум мебели, минимум сидячих мест, минимум персонала, т. к. в такие кофейни люди, как правило, заходят наскоро перекусить и выпить кофе, а не посидеть.
  2. Если же вы хотите открыть традиционную европейскую кофейню (со столиками, небольшим уютным залом, где посетители смогут не торопясь посидеть, со вкусом выпить кофе и полакомиться свежей выпечкой), то присмотритесь к помещениям на первом этаже жилых домов в оживленных районах. Перевод квартиры на первом этаже в разряд нежилых помещений — дело практически безнадежное, однако можно найти место в новостройке, где первый этаж или полуподвал изначально предназначен для размещения торговых и других аналогичных помещений.
  3. Если кофейня открывается в офисном центре или ином нежилом здании, нужно тщательно следить за соблюдением требований СанПиН и других нормативов, касающихся общественного питания. Просто арендовать площадь и поставить там кофемашину не получится: наверняка сначала потребуется оборудовать вентиляцию и провести другие переделки. Это же потребует согласования не только с Роспотребнадзором (бывшей СЭС), но и со службами технического контроля, а также пожарной службой МЧС.
  4. В отличие от ресторана, кофейне не требуется большого количества воды и электроэнергии, однако следует заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые коммуникации были в наличии.
  5. Наконец, если вы открываете кофейню в жилом доме, сразу позаботьтесь о звуко- и виброизоляции помещения. Лучше сразу потратиться на хороший ремонт, чем потом долго и безнадежно судиться с жильцами, которым ваше заведение будет мешать.

Как открыть кофейню по франшизе?

Для многих начинающих предпринимателей хорошим вариантом будет не заниматься развитием бизнеса с абсолютного нуля, а воспользоваться франчайзингом. Этот термин означает ситуацию, когда владелец торговой марки передает другим лицам право работать под этой маркой (брендом) и торговать фирменной продукцией. При этом обязательной частью договора является франшиза — бизнес-пакет, включающий набор всех необходимых документов и правил, по которым будет вестись бизнес.

Удобством франчайзинга является то, что:

  • начинающий предприниматель может не ломать себе голову над стратегией бизнеса и не вкладываться в раскрутку своей марки (все это он получает от головной компании);
  • известный бренд, пользующийся популярностью, сам по себе служит рекламой для посетителей;
  • по франшизе передается, как правило, не только комплект документов, но и право на помощь и консультации специалистов головной фирмы;
  • договор франчайзинга включает кофейню в сеть распространения, в результате чего ее владельцу не нужно беспокоиться о том, где закупить сырье, оборудование и т. д., — все проблемы решает владелец бренда.

Однако нет плюсов без минусов. Работая по франшизе, нужно быть готовым к тому, что:

  • концепцию заведения, ассортимент напитков и блюд будут разрабатывать за вас, при этом вы ничего изменить обычно не можете;
  • оборудование, мебель и все остальное придется приобретать только у владельца бренда;
  • по мнению многих предпринимателей, работающих в этой сфере, франшиза поможет заработать, но не даст сколотить состояние, т. к. франчайзеру (владельцу бренда) нужно не только выплатить первоначальный взнос, но и платить роялти — процент от оборота.

Тем не менее франчайзинг — это неплохой вариант для начинающего предпринимателя. Он позволит ему набраться опыта и понять, стоит ли дальше вести бизнес в этой сфере.

Как открыть кофейню и нанять персонал?

Для открытия кофейни потребуется не только оборудование, но и персонал. Как правило, в небольшой кофейне нужны:

  1. Управляющий (директор). В его обязанности входит организационное обеспечение работы кофейни: заключение договоров на поставку продукции, сдача отчетности, заключение контрактов с работниками и т. д. Если кофейня принадлежит ИП или небольшому ООО, эту должность обычно занимает сам предприниматель.
  2. Бариста — специалист по приготовлению кофе. Достаточно дефицитная профессия, в результате чего основным препятствием для открытия кофеен в небольших городах служит именно отсутствие данных специалистов.
  3. Бармен. Если в кофейне подается не только кофе, но и коктейли, то именно он занимается их смешиванием. В принципе, возможно совмещение работы бариста и бармена.
  4. Повар. Нужен для приготовления блюд, подаваемых в кофейне. Как правило, в кофейнях посетителям не предлагают блюд сложного приготовления, так что высокой квалификации здесь не требуется. Если же торговля осуществляется только готовыми блюдами, повар и вовсе не нужен.
  5. Официант, разносящий заказы посетителям. Желательно, чтобы одновременно работало как минимум двое официантов: это позволит и быстрее обслуживать клиентов, и по очереди отдыхать.
  6. Уборщик.

Для соблюдения требований трудового законодательства желательно, чтобы каждая категория работников предусматривала посменную работу. Это значит, что понадобится минимум 2 бариста, 4 официанта и т. д. Разумеется, это не касается управляющего — его достаточно одного. При необходимости могут привлекаться и дополнительные специалисты (например, технолог пищевого производства, электрик, наладчик оборудования, бухгалтер), однако их не обязательно держать в штате — можно привлекать со стороны.

Разумеется, не следует забывать и о том, что все сотрудники кофейни, кроме управляющего, должны иметь действующие санитарные книжки.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен
Ваши вопросы