Что такое административный процесс - принципы и виды?

6712 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Административный процесс — это весьма неоднозначное понятие. В широком смысле оно обозначает все процедуры государственного управления и осуществления властными органами их функций. В узком же смысле под таким процессом понимается особый вид судопроизводства, существующий наряду с гражданским, уголовным и арбитражным. Разберемся, какие существуют виды административно-правовых процессов, кто в них участвует и какими принципами руководствуются участники.

Понятие и виды административного процесса в России

Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства

Какие еще процедуры являются административными процессами?

Принципы административного процесса в России

Стадии административного процесса в суде и деятельности исполнительной власти

Структура административного процесса

Субъекты административного процесса

Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен

Главные требования к субъектам административного процесса 

Понятие и виды административного процесса в России

Что такое административный процесс - принципы и виды?

Термин «административный процесс» в теории российского права давно является сложным и дискуссионным. По состоянию на 2017–2018 годы большинство ученых-юристов определяет это понятие двояко:

  1. В широком смысле понятие административного процесса включает в себя систему различных юридических производств, с помощью которых органы государственного управления страны выполняют возложенные на них задачи. Под производствами в данном случае понимается ряд сходных по структуре действий: рассмотрение жалоб граждан, принятие нормативных актов, решение организационных вопросов внутри административного аппарата и т. д. Точное количество разного рода производств подсчитать крайне трудно, тем более что различные теоретики производят деление по разным признакам и на разных основаниях (например, административный процесс можно рассматривать с точки зрения досудебного разбирательства и разрешения дела в суде). Таким образом, общепринятой теории административного процесса на сегодняшний день пока нет.
  2. В узком смысле под административным процессом понимается судопроизводство по административным делам — делам, связанным с оспариванием действий или решений государственных органов, а также с иными публичными правоотношениями. Ранее не было необходимости специально выделять этот вид административного процесса, поскольку такого рода вопросы рассматривались в рамках гражданского процесса.

В дальнейшем в статье мы будем рассматривать административный процесс именно в широком смысле, не забывая, однако, и об административно-процессуальных нормах.

Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства

В сентябре 2015 года началось введение в действие Кодекса административного судопроизводства. Полностью введение административного процесса завершено в 2017 году. В соответствии с данным кодексом (КАС РФ), видами административного процесса являются:

  • оспаривание нормативных актов;
  • работа Дисциплинарной коллегии судей;
  • защита избирательных прав;
  • споры о стоимости недвижимости по кадастру;
  • споры о компенсациях за нарушение прав в судах;
  • споры о деятельности общественных и религиозных организаций, политических партий;
  • споры о депортации иностранцев;
  • вопросы административного надзора;
  • вопросы принудительной госпитализации и психиатрического освидетельствования;
  • принудительное лечение от туберкулеза;
  • взыскания платежей, установленных законом.

Какие еще процедуры являются административными процессами?

Если же рассматривать административный процесс в широком смысле, то в него можно включить:

  • принятие нормативных актов исполнительной власти;
  • лицензирование и выдачу разрешений;
  • государственную регистрацию;
  • делопроизводство.

В целом административный процесс может включать в себя и иные виды, связанные с процессом управления государством.

Принципы административного процесса в России

К принципам административного процесса относятся:

  1. Законность. Это общеправовой принцип, который, однако, важен и в административном процессе. Принцип законности означает, что в своей работе как суды, так любые другие государственные органы должны применять нормы законодательства надлежащим образом и действовать только в пределах своей компетенции, не допуская произвола в административном процессе.
  2. Охрана законных интересов как государства, так и личности. Смысл существования государственных органов — в соблюдении интересов как России в целом, так и ее субъектов. При этом Конституция РФ, и другие основные акты подчеркивают, что интересы конкретной личности должны быть защищены в неменьшей степени. Следовательно, административный процесс управления должен основываться на разумном балансе этих не всегда схожих интересов.
  3. Гласность. Информация о ходе административного процесса должна быть в равной степени доступна его участникам и всем заинтересованным лицам.
  4. Равенство. Все участники административного процесса равны перед законом.
  5. Разумность сроков и расходов. Процесс не должен быть искусственно затянут, любое увеличение сроков в обязательном порядке аргументируется.

Применительно к судебному административному процессу можно дополнительно выделить следующие принципы:

Форма протокола
Скачать форму протокола
  • независимость суда;
  • состязательность;
  • исследование всех доказательств.

Стадии административного процесса в суде и деятельности исполнительной власти

При рассмотрении административного процесса в широком смысле можно отметить, что он включает в себя следующие стадии:

  1. Анализ ситуации. На этой стадии участники административного процесса изучают сложившееся положение и нормы, его регулирующее.
  2. Принятие решения. Здесь суд или орган исполнительной власти оценивает информацию с точки зрения права и выбирает конкретный вариант дальнейших действий.
  3. Исполнение. Решение, принятое на предыдущей стадии административного процесса, осуществляется.
  4. Обжалование. Эта стадия присутствует не всегда. На ней заинтересованные участники административного процесса, несогласные с решением, пытаются его изменить.

Если же брать административный процесс только в рамках судопроизводства, то деление на стадии будет несколько другим:

  1. Подача иска.
  2. Подготовка дела.
  3. Разбирательство.
  4. Вынесение решения.
  5. Обжалование в порядке апелляции, кассации.

В этом плане можно провести аналогию между гражданским, уголовным и административным процессом.

Структура административного процесса

Вопрос о составляющих административного процесса до сих пор служит поводом для дискуссий. Так, в теории российского права структура административного процесса выглядит следующим образом:

  1. Правотворчество.
  2. Наделение правами соответствующих лиц (государственных органов, граждан, организаций и т. д.).
  3. Судебное рассмотрение дел.

Однако это деление не является общепринятым. Согласно другому подходу, в перечень элементов административного процесса надо включать:

  1. Управление.
  2. Принуждение с помощью мер административной ответственности.
  3. Судопроизводство.

Участники административного процесса

Вне зависимости от подхода в административном процессе могут принимать участие: 

  1. Государственные органы и должностные лица.
  2. Суд.
  3. Заинтересованные лица (привлекаемые к ответственности, потерпевшие и т. д.).
  4. Иные участники административного процесса, которые способствуют его развитию. К ним следует относить свидетелей в судах, экспертов и специалистов, понятых и других лиц, которые не заинтересованы в исходе дела или принятии управленческого решения, но без чьей помощи осуществление административного процесса невозможно.

Главные требования к субъектам административного процесса

Чтобы конкретный гражданин смог стать участником административного процесса, к нему предъявляется ряд требований. Вот главные из них:

  1. Наличие правоспособности. Для граждан правоспособность возникает с рождения, для юридических лиц и органов власти требуется принятие соответствующего решения и государственная регистрация.
  2. Наличие дееспособности. Для организаций и управленческих структур это требование не имеет значения, но гражданин может быть недееспособным в силу возраста либо заболевания — в этом случае от его имени в ходе административного процессавсе действия будут осуществляться представителями.
  3. Наличие интересов в процессе. Если лицо не может доказать, что судебное решение или действия органов управления затрагивают его интересы, его позиция не будет принята во внимание.

***

Таким образом, понятие административного процесса неоднозначно. Можно рассматривать его в широком смысле — как управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц — либо в узком смысле — как процесс административного судопроизводства, урегулированный Кодексом административного судопроизводства. Кроме того, административным процессом можно назвать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен
Ваши вопросы