Правила содержания общего имущества (постановление 491)

1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

 «Постановление 491 правила содержания общего имущества» — этот запрос помогает найти один из основных документов, регулирующих обязанности собственников жилых помещений по отношению к общему имуществу. Причем данный документ, сокращенно именуемый ПП 491, становится все более важным для собственников жилья, так как большая часть жилого фонда страны перешла в частные руки и бремя расходов на содержание общего имущества легло на их плечи. 

Правила определения и учета имущества в составе общего согласно постановлению правительства № 491

Правила содержания общего имущества (постановление 491)Правила содержания общего имущества (постановление 491)

ПП 491 «Правила содержания общего имущества» от 13.08.2006в многоквартирном доме» уточняет перечень общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (общедомового имущества), который дан в Жилищном кодексе Российской Федерации и включает полный список объектов, которые могут входить в состав общего имущества. Основным принципом, на основании которого постановление правительства о составе общего имущества  делает вывод о принадлежности имущества к категории общего, является его использование более чем одним собственником.

После определения состава общего имущества его необходимо учесть. Полный перечень должен быть подписан и согласован той стороной, которая его передает (собственником), и той, которая принимает для управления (ТСЖ, УК). Но зачем это нужно? Ответ кроется в нюансах правового положения общедомового имущества.

О нюансах правового положения общедомового имущества

В общем случае право на общедомовое имущество должно проходить лишь процедуру регистрации, то есть не требует дополнительного подтверждения со стороны государства. Исключение составляет земельный участок, в отношении которого могут быть проведены действия по государственной регистрации общей долевой собственности без определения субъектов права — владельцев общедомового имущества. Но и это действие является лишь правоподтверждающим, а не правоустанавливающим, то есть собственно право общей долевой собственности на участок возникает в момент его постановки на кадастровый учет.

В отношении же прочего имущества право общей долевой собственности не регистрируется, а просто признается существующим, за исключением случаев, когда:

  • общее имущество передается в пользование (например, в аренду), или с ним совершается иная сделка, ограничивающая права сособственников;
  • создается новый объект общедомового имущества.

Долевое же право, которое появляется у сособственников, не подлежит регистрации и следует судьбе права собственности на жилое имущество.

Важно! Особенности государственной регистрации права на общедомовое имущество установлены в приказе Минюста РФ № 29 от 14 февраля 2007 г.

С одной стороны, наличие уведомительного порядка возникновения права собственности выгодно, так как не требует расходов на регистрацию общедомового имущества. Однако отсутствие обязательной регистрации иногда ведет к попустительству в вопросе учета общедомового имущества, и часто новый владелец квартиры в процессе ее приобретения даже не подозревает, какое общее имущество приобретает совместно с ней.

Важно! Особенности государственной регистрации права на общедомовое имущество установлены в разделе 19 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2013 № 756.

Отсутствие учета может также привести к злоупотреблениям в использовании имущества, когда оно отчуждается или используется третьей стороной для неосновательного обогащения. И наоборот, имущество может быть исключено из состава общего, дабы сократить расходы на его обслуживание (хотя оно отвечает его критериям). В любом из этих случаев отсутствие учета имущества может привести к злоупотреблениям.

О случаях злоупотребления и нарушения ПП 491 и о том, как их предотвратить

Довольно часто общее имущество владельцев помещений в многоквартирном доме является ценным — например, тамбуры или колясочные, технические помещения и подвалы, которые могут быть использованы для извлечения прибыли. При отсутствии должного учета такие объекты могут быть отчуждены или сданы в аренду либо доступ в них может быть ограничен кем-то из жильцов (например, один из владельцев квартир на этаже перегораживает часть подъезда, увеличивая используемое им пространство или перекрывает доступ в колясочную, используя ее не по назначению).

Для того чтобы исключить возможность злоупотреблений, необходимо учитывать все общедомовое имущество и передавать его в оперативное управление только в соответствии с полным его перечнем. Кроме того, нелишним будет проводить регулярную инвентаризацию такого имущества в целях проверки его наличия и состояния, как это обязывает делать ПП 491.

Также необходимо помнить основные правила, которые устанавливает Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» в отношении общего имущества.

  1. Распоряжение общедомовым имуществом должно осуществляться собственниками этого имущества.

    Это означает, что решение о судьбе какой-то части общедомового имущество должно быть принято:
    • единогласно, если речь идет о продаже имущества;
    • или большинством (2/3) голосов участников собрания собственников помещений (жилых и нежилых) при условии достижения кворума, если речь идет о сдаче имущества в аренду, уменьшении путем реконструкции или осуществлении каких-либо иных прав в отношении имущества.
    Важно! Оспорить решение собрания также можно — при условии, что несогласный собственник докажет факт нарушения его прав (п. 4 ст. 36 ЖК РФ).

    Эта норма действительна даже в том случае, когда решение касается только одного подъезда или одного этажа — закон различий не делает. Хотя на практике такие решения могут приниматься частным образом или не оформляться, при отсутствии запротоколированного согласия на них всех собственников они нелегитимны и могут быть оспорены в суде.

  2. Права и обязанности сособственников общедомового имущества распределяются пропорционально их долям во владении жилым и нежилым имуществом дома.

    Нередки случаи неправомерного распределения обязанностей по содержанию общего имущества между его сособственниками. Подобные ситуации возникают, как правило, если в состав собственников включаются коммерческие организации, которые владеют частью помещений в жилом доме. В результате происходит конфликт интересов собственников жилья и собственников нежилых помещений.

    К примеру, собственники нежилых помещений могут противиться починке элементов общего имущества, в которых не заинтересованы (например, крыши), мотивируя это тем, что они в ней не нуждаются. Здесь и будет важным вспомнить, что крыша — это общедомовое имущество, поэтому все сособственники несут солидарную ответственность за ее состояние.

    По постановлению 491 правила содержания общего имущества содержат условие о том, что все сособственники несут обязанности по содержанию общего имущества пропорционально своей доле владения в общем фонде помещений (как жилых, так и нежилых). Причем данная норма действует и в отношении льготных категорий населения.

Имеют ли ветераны труда 50% льготу по оплате содержания общего имущества?

Согласно действующему закону № 5-ФЗ «О ветеранах», вопрос утверждения перечня льгот, которые гарантированы лицам, имеющим это звание, был переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Таким образом, для того чтобы определить в общем случае, имеет ли ветеран труда право на получение той или иной льготы, нужно обратиться к региональному законодательству.

В части регионов 50% льгота по оплате жилья действует только для неприватизированных квартир, в которых проживают ветераны труда. Для некоторой части регионов действительная ситуация, при которой указанная льгота применяется и для владельцев приватизированных помещений, но в этом случае для получения льготы в  50% за содержание общего имущества ветеран труда должен быть собственником приватизированной квартиры. Наилучшим в данной ситуации будет обращение в местные органы социального обеспечения с просьбой сообщить о наличии льгот в той или иной местности.

Является ли общим имущество, возникшее в результате сделанного одним из жильцов улучшения?

Улучшением общего имущества является его приращение, которое может произойти в том числе и в результате действий одного из сособственников. Примерами могут быть установка дополнительной двери в подъезде, устройство системы видеонаблюдения и так далее.

Гражданский кодекс РФ в этом случае устанавливает правило, согласно которому сособственник в общей долевой собственности, произведший отделимое улучшение, становится его собственником.

Сособственник же, произведший неотделимое улучшение, может претендовать лишь на увеличение доли своего имущества соразмерно произведенным улучшениям. Однако в случае с общим имуществом многоквартирного дома такой порядок будет невозможен, т. к. не предусмотрен законодательно.

Важно! Производимые улучшения должны быть произведены с соблюдением установленного порядка. Один из владельцев жилого или нежилого помещения может произвести неотделимые улучшения (например, оборудовать пристройку или детскую площадку) только при условии, что они одобрены общим собранием собственников помещений, так как общим имуществом никто не может распоряжаться единолично. Созданное имущество затем будет включено в состав общего, в отношении него будут действовать общие правила определения доли владения в общем имуществе.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
В СОДЕРЖАНИИ И РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА НАМ ВКЛЮЧИЛИ ПУНКТ РАБОТУ ЮРИСТА ,РАБОТУ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ЦЕНТРА, РАБОТУ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, РАБОТУ ИНЖЕНЕРА ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ СОБСТВЕННИКОВ. ЭТО ПРАВИЛЬНО.
Ответить