Проверка иностранной компании - основания

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Проверка иностранной компании выполняется уполномоченными органами с целью определения степени соответствия ее деятельности требованиям, установленным действующим российским законодательством. В нашей статье вы найдете информацию о том, какие виды проверок проводятся в отношении иностранных компаний на территории РФ и на каких основаниях контролирующие органы могут принять решение о необходимости осуществления таких мероприятий.

Иностранные компании (понятие, виды, статус)

Иностранная организация — это компания или иное корпоративное образование, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств, но функционирующее на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Иностранные организации в России могут осуществлять свою деятельность в качестве:

  • представительств иностранных компаний, выполняющих функции по представительству их интересов и осуществлению их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ);
  • филиалов иностранных компаний, осуществляющих все функции, которые исполняет головная организация, а также выполняющих функции представительств (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Стоит отметить, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами, хотя наделяются имуществом создавшей их организации, а также кругом определенных прав и обязанностей, позволяющих представлять интересы головной компании на территории России. При этом налогообложение таких организаций ведется в обычном порядке в том случае, если они имеют статус постоянных представительств (п. 1 ст. 306 НК РФ). Если же указанный статус у компании отсутствует, то у нее, согласно п. 1 ст. 309 НК РФ, возникает обязанность по уплате налога с доходов, полученных от определенных видов деятельности, не являющейся предпринимательской. Соответственно, деятельность таких организаций (так же, как и компаний, являющихся российскими резидентами) подлежит регулярным проверкам со стороны контролирующих органов (налоговой инспекции, Роструда и пр.).

Контролируемые иностранные организации

Еще одной разновидностью иностранных компаний, функционирующих на территории России, являются контролируемые иностранные компании (КИК). Под такими компаниями, в соответствии с п. 1 ст. 25.13 НК РФ, понимаются предприятия:

  • не имеющие статуса налогового резидента РФ;
  • подчиняющиеся контролирующему лицу (физическому или юридическому), которое является налоговым резидентом РФ.

Прибыль таких компаний подлежит налогообложению на территории РФ, за исключением случаев, когда КИК имеет статус резидента страны, с которой у РФ заключен договор, направленный на избежание двойного налогообложения. Порядок налогообложения КИК и контролирующих их лиц определяется гл. 3.4 НК РФ.

Прибыль КИК, в соответствии с п. 2 ст. 25.15 НК РФ, приравнивается к прибыли, полученной налогоплательщиком, выступающим в качестве контролирующего лица. Согласно п. 5 той же статьи, такое лицо обязано представлять в контролирующий орган налоговую декларацию, а также иные документы (в том числе финансовую отчетность) предприятия, имеющего статус КИК. Это значит, что проверка деятельности такой организации налоговиками будет осуществляться посредством изучения документации контролирующего лица, а не самой КИК.

Иностранные компании и проверки со стороны ФНС

Согласно п. 1 приказа Минфина РФ «Об утверждении Особенностей…» от 30.09.2010 № 117н, иностранные компании, осуществляющие свою деятельность на территории России, подлежат постановке на налоговый учет в течение 5 дней с момента получения налоговыми органами документов, подтверждающих факт регистрации этой компании на территории РФ. Получение предпринимателем статуса налогоплательщика влечет за собой возникновение у него обязанностей по исполнению требований действующего налогового законодательства, а также ведению учета и составлению сопутствующей отчетности. Вместе с тем у налоговых органов появляется право на проведение в отношении иностранной компании камеральных и выездных проверок.

Основанием для проведения налоговой проверки иностранной компании может стать:

  1. Ликвидация предприятия. Согласно положениям абз. 4 п. 5 ст. 84 НК РФ, снятие с учета организации (как российской, так и иностранной) может быть осуществлено не ранее окончания процедуры проведения выездной проверки (в том случае, если такая проверка будет проводиться). В ходе проведения такой проверки налоговый орган может запросить у иностранной организации пакет документов, имеющих прямое отношение к деятельности, предполагающей исчисление и уплату налогов.
  2. Включение компании в план налоговых проверок, составляемый сотрудниками территориального отделения налоговой службы.
  3. Истечение срока, отведенного налоговым инспектором на ликвидацию нарушений, выявленных в ходе проведения предыдущей проверки.

Общие основания для включения иностранной компании в план проверок ФНС

Действие приказа ФНС «Об утверждении Концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее — Концепция), определяющего перечень оснований для включения компаний в план налоговых проверок, распространяет свое действие и на деятельность иностранных организаций, функционирующих на территории России. Согласно информации, изложенной в приложении 2 к Концепции, вероятность включения компании в план проверок увеличивается пропорционально количеству установленных ФНС критериев, которым она соответствует. В перечень таких критериев входят:

  • небольшой размер налоговых платежей, уплачиваемых компанией;
  • получение убытков на протяжении 2 лет, предшествующих году включения в план проверок;
  • получение налоговых вычетов в существенном размере;
  • превышение темпа роста размера расходов над размером доходов;
  • установление размера заработной платы работников, существенно отличающегося в меньшую сторону от значения, сформировавшегося в данной отрасли по региону в целом;
  • неоднократное приближение значений показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве максимальных для получения права на использование специального режима налогообложения.

Дополнительные основания для проведения налоговой проверки

Помимо вышеперечисленных оснований для включения компании в план налоговых проверок, привлечь внимание налоговиков могут следующие особенности функционирования предприятия (также приведены в приложении 2 к Концепции):

  1. Включение дополнительных посредников в цепочки, формируемые при построении взаимодействия с контрагентами.
  2. Непредставление налогоплательщиком документации, затребованной контролирующим органом.
  3. Неоднократная постановка предприятия на налоговый учет и снятие его с такого учета.
  4. Существенное отклонение показателя рентабельности деятельности предприятия от среднего показателя, сформировавшегося по региону.
  5. Осуществление финансовой деятельности, характеризующейся высоким уровнем риска.

В целом основания для проведения налоговых проверок, объектами которых являются иностранные организации, не отличаются от оснований для проведения проверок в отношении российских резидентов. Выявление сотрудниками налоговой инспекции каких-либо нарушений в деятельности иностранных компаний влечет за собой наложение штрафов, размер которых варьируется в зависимости от вида нарушения. Осуществляться плановые проверки деятельности предприятий, согласно п. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» № 294 от 26.12.2008, могут не чаще чем 1 раз в 3 года.

Проверка соблюдения иностранными компаниями трудового законодательства РФ

В том случае, если иностранная компания, функционирующая на территории России, имеет статус работодателя, представители территориального отделения Роструда могут принять решение о необходимости проведения в отношении такой компании плановой или внеплановой проверки на предмет соблюдения ею требований трудового законодательства. Основаниями при этом могут стать:

  • истечение срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения;
  • обращения граждан, поступившие в территориальное отделение трудовой инспекции, содержащие информацию о нарушении работодателем трудовых прав работников (задержке заработной платы, незаконном увольнении, несоблюдении условий трудового соглашения и пр.);
  • запрос на изучение условий труда на рабочем месте трудящегося и формирование на основании полученной информации оценки степени соответствия его характеристик законодательно установленным нормам;
  • приказ руководителя инспекции, изданный на основании требования прокуратуры.

***

Как видите, иностранная компания, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, может подвергнуться проверке со стороны одного или нескольких контролирующих органов, уполномоченных на осуществление деятельности по контролю и надзору за соблюдением норм действующего российского законодательства. Факторы, на основании которых государственным органом может быть инициировано проведение подобных проверок, аналогичны факторам, которые могут стать основанием для выполнения аудита в отношении российских компаний. При этом деятельность иностранных компаний должна осуществляться с соблюдением норм и правил, установленных положениями российского законодательства, а выявление нарушений в ходе проведения налоговой или иной проверки является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности и наложения на него существенных денежных штрафов.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал