Профстандарт диспетчера автомобильного транспорта

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

«Профстандарт диспетчер автомобильного транспорта» — этот запрос в поисковых системах с июля 2016 года становится все популярнее. Из нашей статьи вы узнаете, с чем это связано, что собой представляет профстандарт для диспетчера и чего можно ждать от его внедрения. 

Зачем нужен профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта?

Само по себе внедрение профстандартов началось уже давно, однако с июля 2016 года они из рекомендательных документов превратились в нормативные. То есть теперь они напрямую устанавливают требования, предъявляемые к работникам в определенных сферах и на определенных должностях.

К числу документов, которые по состоянию на август 2016 года еще не были приняты, относится и профстандарт диспетчера автотранспорта. Хотя его проект был разработан еще в 2014 году, он до сих пор не утвержден приказом Минтруда РФ. Тем не менее, нет причин сомневаться в том, что этот стандарт будет принят в ближайшее время.

Причин, по которым вводятся профстандарты (в том числе и для диспетчеров автотранспорта), немало. Основными из них являются:

Профстандарт диспетчера автомобильного транспорта
  • установление официальных требований к уровню квалификации работников и, как следствие, повышение качества выполняемой работы;
  • формирование новых принципов кадровой политики;
  • обучение новых работников с учетом требований, касающихся их будущей квалификации.

Структура профстандарта для диспетчера

Хотя на август 2016 года профессиональный стандарт для диспетчера еще не принят, уже сейчас можно четко определить, какова будет его структура. Дело в том, что все профстандарты — как уже существующие, так и только планируемые к созданию — разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. В соответствии с ним разработан и проект диспетчерского стандарта.

Таким образом, будущий профстандарт диспетчера автотранспорта будет включать следующие разделы:

1. Общие сведения

В этом разделе указываются:

  • официальное название вида деятельности, для которой вводится профстандарт (в данном случае — «организация и контроль диспетчерского управления автотранспортом»);
  • цель, ради достижения которой осуществляется вид профессиональной деятельности (обеспечение оптимального и безопасного диспетчерского управления);
  • классификация по виду занятий с помощью кодировки ОКЗ (4132 и 4133) и видам экономической деятельности по ОКВЭД (49.39.1 и 49.31.9).

Также в этом разделе указываются регистрационные данные документа: номер, под которым он зарегистрирован, код и т. д.

2. Функциональная карта

Второй раздел представляет собой описание обобщенных функций, выполняемых работником в процессе трудовой деятельности. При этом каждая из обобщенных функций должна раскладываться на ряд более конкретных, касающихся отдельных направлений деятельности диспетчера.

Предполагается, что в профессиональный стандарт диспетчера автотранспорта войдут следующие обобщенные функции:

  • подготовка и сопровождение грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых с помощью автомобильного транспорта;
  • реализация схем логистики, технологий перевозки и маршрутизации;
  • координация и контроль используемых схем, касающихся видов транспорта и технологий перевозки.

Для каждой из них в функциональной карте указываются как более конкретные функции, так и уровень требуемой квалификации по используемой в профстандартах шкале (в данном случае — 3–5).

3. Характеристика каждой из обобщенных функций

Этот раздел занимает основную часть профессионального стандарта. Он делится на ряд подразделов — по числу указанных выше обобщенных функций, для каждой из которых указывается:

  • код;
  • уровень квалификации;
  • возможные наименования должностей для работников, выполняющих функции (в дальнейшем эти наименования могут быть использованы в штатном расписании и должностных инструкциях, утверждаемых на предприятиях, где трудятся диспетчеры).

Далее каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных с указанием осуществляемых трудовых действий, необходимых знаний и умений, а также, если потребуется, других дополнительных характеристик.

4. Сведения о разработчиках

Каждый профстандарт готовится несколькими организациями — либо учебными, осуществляющими профессиональную подготовку в данной области, либо производственными, где накоплен значительный опыт работы в нужной области. Не является исключением и профстандарт для диспетчера. Однако до окончания его подготовки возможны изменения и привлечение новых разработчиков, поэтому до утверждения перечислять их не имеет смысла.

Конкретные трудовые функции, осуществляемые диспетчером

Для того чтобы понять, чего ждать работодателям от введения профстандарта диспетчера автотранспорта, нужно посмотреть перечень конкретных функций, которые, как предполагается, должны будут осуществлять такие диспетчеры. Проект описываемого в статье профстандарта предусматривает следующие из них:

  1. Контроль за тем, насколько готовы водители и транспорт к выезду на линию.
  2. Формирование комплекта документов, требуемых для того, чтобы осуществлялось движение автотранспорта (путевых листов, журналов учета и т. д.).
  3. Контроль за соблюдением графика движения, необходимых интервалов и общего расписания.
  4. Оперативный учет хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Оперативное сопровождение перевозок пассажиров, их багажа и грузов.
  6. Ликвидация простоев и сбоев в движении транспорта на линии.
  7. Сопровождение движения спецтранспорта (для особых грузов).
  8. Внедрение рациональных схем перевозок.
  9. Контроль за тем, насколько качественно организована перевозка.

Каждая из этих функций предусматривает совершение работником ряда конкретных действий. К примеру, функция по контролю за соблюдением графика движения подразумевает, что диспетчер при этом будет:

  • формировать график движения с учетом обстановки на линии и колеблющегося объема перевозок;
  • разрабатывать маршруты и составлять план перевозок по сменам и суткам с учетом действующей на предприятии очередности;
  • обеспечивать соблюдение графиков выпуска на линию и возврата транспорта;
  • готовить разнарядки для автомашин по объектам с учетом плана и графика выпуска;
  • контролировать погрузочно-разгрузочные и складские операции;
  • контролировать своевременный выпуск транспорта на маршрут;
  • следить за соблюдением водителями графика и прохождения контрольных точек на маршруте;
  • отслеживать время прибытия транспорта;
  • формировать отчеты о времени, количестве транспорта, причинах нарушения графика, сходов с маршрута и принятых мерах.

Для каждой из функций устанавливается перечень необходимых знаний и умений. К примеру, для указанной выше функции необходимо знать правила эксплуатации автотранспорта, нормы, касающиеся применения навигационных систем, и т. п.

Ответственность работодателей за неприменение профстандарта для диспетчера автотранспорта

Поскольку профессиональные стандарты теперь являются нормативными актами, за их несоблюдение предусмотрена ответственность. В частности, если на предприятии должны применяться профстандарты для диспетчеров, а руководство по каким-то причинам этого не сделало, будут применены меры, предусмотренные КоАП РФ. Они же при первом нарушении подразумевают штраф:

  • от 1 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — для организаций.

При повторном нарушении штраф возрастает уже до 20 и 70 тысяч соответственно. При этом закон предусматривает также возможность дисквалификации, то есть запрещения заниматься определенной деятельностью, на срок до 3 лет.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал