Порядок приватизации жилья

24060 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Приватизация жилья позволяет оформить право собственности на государственную или муниципальную квартиру. О том, в каком порядке проходит приватизации и какие при этом нужно учесть нюансы, вам расскажет данная статья. 

Кто может приватизировать жилое помещение? Какие объекты приватизировать нельзя?

Какие документы нужны для приватизации жилья по договору социального найма?

Каков порядок приватизации жилых помещений?

Договор о приватизации подписан. Что делать дальше?

Кто может приватизировать жилое помещение? Какие объекты приватизировать нельзя?

Порядок приватизации жильяБесплатно оформить жилище в собственность могут лица, которые проживают в нем на основании договора соц. найма. Важно отметить, что приватизация жилья осуществляется на основе принципа однократности, то есть граждане вправе бесплатно получить в собственность жилье только один раз.

Вопрос об оформлении собственности на государственную или муниципальную квартиру решается по общему согласию всех взрослых жильцов, а также подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Если кто-либо из них будет возражать против приватизации жилья, то она не состоится.

Взрослые граждане, зарегистрированные в квартире, вполне могут отказаться от участия в приватизации (отказ обязательно удостоверяется в нотариальной конторе). В этом случае квартира оформляется в собственность остальных лиц, в ней проживающих. Несовершеннолетние жильцы в обязательном порядке участвуют в приватизации и получают часть жилища в собственность. Важно помнить, что в приватизацию жилья должны быть включены все дети, которые в силу закона имеют право проживания в ней — даже если они выписаны из приватизируемой квартиры.

Надо также отметить, что лица, участвовавшие в приватизации до достижения 18 лет, после совершеннолетия могут повторно реализовать свое право на бесплатное получение жилья в собственность. Это правило является исключением из рассмотренного ранее принципа однократности.

договор соц. найма
Скачать форму договора

Объектом приватизации может выступать не любое государственное и муниципальное жилое помещение. Так, закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» перечисляет помещения, которые приватизировать нельзя. К ним относятся:

  • квартиры в аварийных домах;
  • комнаты в общежитиях;
  • жилье на территориях военных городков;
  • помещения, отнесенные к категории служебных.

Какие документы нужны для приватизации жилья по договору социального найма?

Для перевода квартиры в частную собственность понадобится собрать довольно внушительный пакет документов. При этом единого утвержденного их перечня не существует, так как он может зависеть от вида помещения, региона его нахождения, статуса лиц, оформляющих жилье, а также иных обстоятельств.

К числу же документов, которые чаще всего необходимы в ходе приватизации жилья, относятся:

  • договор соц. найма и ордер на жилище;
  • паспорта всех лиц старше 14 лет, зарегистрированных в квартире, и свидетельства о рождении детей, которым не исполнилось 14 лет;
  • выписка из домовой книги (расширенная), в которой перечисляются все лица, когда-либо прописанные по данному адресу;
  • справка об отсутствии задолженности по оплате услуг ЖКХ;
  • справка с указанием данных предыдущих паспортов (если начиная с 1991 года лица, оформляющие квартиру, меняли свои паспорта);
  • архивные справки о прописке с каждого предыдущего места жительства в РФ (если с 1991 г. гражданин менял место жительство) — они необходимы для проверки факта неиспользования права на приватизацию жилья;
  • нотариально заверенный отказ от участия в приватизации, если кто-либо из жильцов не хочет оформлять на себя квартиру;
    Форма договора
    Скачать форму заявления
  • технический паспорт помещения (изготавливается в БТИ);
  • кадастровый паспорт жилища (оформляется в Кадастровой палате);
  • выписка о правах на квартиру (выдается Росреестром).

Каков порядок приватизации жилых помещений?

Приватизация жилья — это процесс, включающий несколько этапов:

  1. Принятие членами семьи согласованного решения о переводе занимаемой квартиры из публичной собственности в частную и определение лиц, на которых будет оформлено жилище. При решении вопроса о целесообразности приватизации жилья нужно учитывать как плюсы, так и минусы оформления квартиры в собственность. Главным положительным моментом является возможность свободно распорядиться квартирой — продать, поменять, подарить, оставить наследникам, отдать в залог и т. д. В то же время на собственниках лежит обязанность осуществлять капремонт не только самой квартиры, но и их доли в общедомовом имуществе, а также уплачивать налог на недвижимость. Кроме того, собственник несет риск уничтожения квартиры в силу случайных обстоятельств.
  2. Подготовка пакета необходимых документов, в том числе оформление недостающих бумаг в соответствующих инстанциях.
  3. Обращение в жилотдел местной администрации с заявлением о намерении приватизировать квартиру. Одновременно нужно представить полный пакет документов. Документы могут быть поданы как при личном обращении в уполномоченный орган, так и через службу одного окна.
  4. Проверка жилищным отделом комплектности поданных документов, правильности их оформления и соответствия проводимой приватизации закону. Этот этап длится не более 2 месяцев.
  5. Заключение договора о передаче жилища в собственность (при одобрении приватизации). Договор заключается между жилотделом администрации с одной стороны и жильцами квартиры с другой стороны. Подписать этот документ должны все лица, участвующие в приватизации жилья.

Договор о приватизации подписан. Что делать дальше?

Договор о приватизации
Скачать форму договора

Строго говоря, приватизация жилья не может считаться завершенной сразу после оформления договора о передаче квартиры. По действующему закону при возникновении права собственности на недвижимость по любым основаниям (в том числе в результате приватизации жилья) требуется государственная регистрация этого права.

Для этого необходимо после оформления договора о приватизации обратиться в подразделение Росреестра. Помимо самого договора потребуются такие документы, как паспорта заявителей, кадастровый паспорт на жилище, заявление о регистрации, квитанция об уплате пошлины. После чего в срок не более 10 рабочих дней службой Росреестра на каждого совладельца квартиры будет оформлено свидетельство о праве собственности.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши вопросы