Проблемы совершенствования геномной регистрации в России

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье анализируются проблемы совершенствования геномной регистрации в России, формирования и ведения автоматизированной базы данных геномной информации в органах внутренних дел. На основе изучения действующего законодательства и правоприменительной практики предложены меры, позволяющие повысить информативное содержание федеральной базы данных геномной информации, а также эффективность поиска и сопоставления данных в целях криминалистической идентификации личности.

Одной из главных задач криминалистического обеспечения противодействия преступности является идентификация участников события преступления по следам, изъятым в ходе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Надежным источником информации, используемой в целях криминалистической идентификации личности, является материал биологического происхождения. Именно по этой причине особое значение среди перспективных и динамично развивающихся направлений исследований в последнее время имеет анализ молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (далее - ДНК).

Сегодня в России только в системе органов внутренних дел действуют 74 лаборатории ДНК-анализа: в Экспертно-криминалистическом центре МВД России (далее – ЭКЦ), а также в 73 экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов. В 2020 г. ими было выполнено свыше 100 тыс. молекулярно-генетических экспертиз, результаты которых в 75 % случаев способствовали раскрытию преступлений и эффективному расследованию уголовных дел.

Задачи обработки большого количества получаемой криминалистически значимой генетической информации с использованием различных поисковых алгоритмов решаются правоохранительными органами большинства стран путем формирования и ведения национальных баз данных ДНК.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы получения, учета, хранения, использования, передачи и обработки геномной информации в России является Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). В результате его принятия появилась правовая основа для формирования и ведения федеральной базы данных генетической информации (далее – ФБДГИ).

В связи с комплексностью, сложностью и высокой стоимостью организационных мероприятий по государственной геномной регистрации введение в действие закона предполагало разработку и реализацию соответствующей целевой федеральной программы. На МВД России были возложены функции по получению геномной информации неустановленных лиц, биологический материал которых изъят с мест происшествий. Это около 60 тыс. биологических объектов ежегодно.

С момента начала ввода в эксплуатацию ФБДГИ ежегодно увеличивается в среднем на 120-150 тыс. генотипов и в настоящее время составляет более 1,2 млн генетических профилей. Количество проверок с использованием базы данных с 2018 г. выросло более чем на 30 % (каждый год таких проверок проводится свыше 400 тыс.). Это позволяет ежегодно устанавливать более 5 тыс. лиц, причастных к совершению преступлений.

В период с 2009 по 2021 г. использование ресурсов ФБДГИ способствовало раскрытию порядка 30 тыс. преступлений, большинство из которых тяжкие и особо тяжкие. В рамках экспертиз и исследований ДНК, проводимых в экспертно-криминалистических подразделениях, установлено около 70 тысяч лиц, причастных к совершению преступлений.

Вместе с тем, «коэффициент полезного действия» при проведении проверок по имеющимся в распоряжении государства массивам геномной информации остается довольно низким. В 2017 г. ФБДГИ содержала сведения не более чем о 0,15 % населения. По состоянию на 1 января 2020 г. в ФБДГИ насчитывалось 965315 записей о геноме россиян. В настоящее время в ней находится геномная информация 0,6 % населения Российской Федерации.

Как показывает зарубежный опыт, использование баз данных ДНК при противодействии преступности становится наиболее эффективным, если в них содержатся ДНК-профили не менее 1 % населения страны. Например, в Великобритании с 1995 г. учету ДНК стали подлежать биологические объекты, изъятые с мест нераскрытых преступлений любой степени тяжести. В результате в 1999–2003 гг. количество совершенных краж со взломом уменьшилось на 14 %, угонов автомашин – на 6 %, а показатель раскрываемости преступлений с использованием ДНК анализа увеличился с 23 до 45 %.

Таким образом, важным условием увеличения информационного массива ФБДГИ является расширение круга лиц, подлежащих государственной геномной регистрации, что в итоге позволит повысить эффективность использования ФБДГИ при раскрытии и расследовании преступлений, так как обнаруженные на месте преступления биологические следы, содержащие геномную информацию, можно будет сравнить с большим количеством профилей.

До недавнего времени обязательной геномной регистрации в России подлежали:

- лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий;

- неопознанные трупы.

Длившаяся в течение многих лет дискуссия о необходимости расширения круга лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, возымела определенный эффект. Президентом Российской Федерации 6 февраля 2023 г. был подписан Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязательной геномной регистрации теперь подлежат все осужденные и отбывающие наказания за совершение преступлений в виде лишения свободы (вне зависимости от категории преступлений); подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений; лица, подвергнутые административному аресту.

По мнению представителей ЭКЦ МВД России, в результате принятия данного закона, темпы геномной регистрации существенно возрастут, а планируемые изменения уже в ближайшие годы позволят увеличить массив ФБДГИ до 5 млн объектов учета (почти 3,5 % от общего количества граждан России).

Вместе с тем, в Российской Федерации, в отличие от законодательства других стран, к сожалению, не предусмотрено внесение в ФБДГИ геномной информации лиц, работающих со следами биологического происхождения во время осмотра места происшествия (следователей, дознавателей и др.), а также экспертов при проведении судебных молекулярно-генетических экспертиз. Такое упущение со стороны законодателя может негативно сказаться на качестве проводимых исследований, поскольку при работе с биологическими объектами существует большая вероятность контаминации обнаруженных биологических следов. Контаминация может произойти на различных этапах манипуляций с объектами, начиная с места происшествия, если при изъятии не соблюдаются меры предосторожности, предохраняющие объекты от загрязнения их ДНК изымающего лица или других объектов (использование резиновых перчаток, шапочек, масок, протирка инструментов спиртом после работы с каждым объектом и т.д.).

В категорию лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации целесообразно также включить призванных на военную службу, проходящих службу в правоохранительных структурах и граждан по роду профессиональной деятельности, входящих в группу риска.

Помимо нерешенных вопросов, связанных с расширением круга лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, проведенный анализ действующих правовых актов указывает на ряд нормативных недоработок и пробелов в части, касающейся регламентации процедур сбора и обработки генетической информации.

Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации и постановки на учет ДНК-профилей регламентируется в настоящее время только Положением о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 11 октября 2011 г. № 828 (далее – Положение). Разработанный в 2012 г. проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положений о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, и неопознанных трупов и о порядке проведения добровольной государственной геномной регистрации» до сих пор остается проектом.

Автоматизация процессов ДНК-идентификации и работа с ФБДГИ на практике также выявили ряд проблем, решение которых позволит в дальнейшем повысить эффективность сбора, обработки и использования генетической информации в расследовании преступлений.

Формирование и информационное сопровождение ФБДГИ осуществляется сотрудниками ЭКЦ МВД России посредством сервиса объединенной поисковой федеральной системы генетической идентификации «Ксенон-2», в соответствии с приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 882 «Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации сервиса объединенной поисковой федеральной системы генетической идентификации – «Ксенон-2». Использование сервиса «Ксенон-2» осуществляется по каналам связи интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России в режиме удаленного доступа.

При работе с ФБДГИ в рамках взаимодействия органов и учреждений ФСИН России и экспертно-криминалистических подразделений МВД России возникают проблемы организационного характера. Дело в том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы не имеют доступа к разделу, содержащему ДНК-профили осужденных системы «Ксенон-2» с целью проверки лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации и исключения случаев повторного забора биологического материала у тех, кто уже прошел эту процедуру. На данный момент такую проверку и подготовку ответов по запросам сотрудников ФСИН России осуществляют исключительно сотрудники экспертно-криминалистических подразделений, что приводит к существенному увеличению временных затрат и лишней нагрузке в их повседневной работе.

Ключевой же проблемой ведения ФБДГИ является ограниченное количество локусов, которые подлежат постановке на учет и используются при сравнении ДНК-профилей. Для проведения геномной регистрации нормативно установлен обязательный набор из 21 STR-локуса ДНК системы CODIS и локус DYS391.

Исходя из строго регламентированного количества локусов, загружаемых в систему «Ксенон-2», работа экспертов-криминалистов строится на работе с ДНК-шаблонами, представляющими собой используемые упорядоченные списки указанных локусов. Можно, например, создать шаблон, перечислив в нем только те локусы, с которыми работает определенное экспертно-криминалистическое подразделение, и установить порядок их представления в информационной карте. С точки зрения эксплуатационных характеристик базы данных, использование таких ДНК-шаблонов повышает удобство ввода данных и не накладывает никаких ограничений, поскольку всегда существует возможность добавить в карту локус, отсутствующий в списке по умолчанию. Однако добавить можно только тот локус, который входит в обязательный перечень, установленный вышеупомянутым приказом МВД России № 882.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что «Ксенон-2» содержит более миллиона объектов, на практике возникает необходимость в повышении идентификационной значимости проверяемых объектов путем увеличения количества исследованных локусов и сенсоров качества (QS). В современных условиях большую информацию могут предоставить высокополиморфные локусы (например, SE33, Penta D, Penta Е, Y indel). Их исследование позволяет повысить идентификационную значимость и снижает вероятность случайного совпадения при проверке ДНК-профиля, а также при расчетах в ходе производства экспертиз, в том числе связанных с установлением биологического родства. В свою очередь, сенсоры качества (QS) позволяют эффективно контролировать прохождение реакции амплификации и определять наличие ингибиторов, а также деградацию ДНК.

Необязательность постановки локусов SE33, Penta D, Penta Е, Y indel и сенсоров качества на учет делает невозможной закупку соответствующих реагентов для проведения реакций с таким локусами и, как следствие, снижает эффективность формирования базы данных.

Ограниченность количества локусов и сенсоров качества, подлежащих постановке на учет, в итоге приводит не только к проблемам интеграции ФБДГИ с базами данных ДНК других стран, но и существенным образом уменьшает возможности сравнения межнациональных профилей и информативность генетической экспертизы в целом.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации по вопросам геномной регистрации, в том числе принятие нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы обработки генетической информации, а также отлаженная система взаимодействия правоохранительных органов в рамках работы с ФБДГИ послужат дальнейшему развитию и совершенствованию генетической идентификации в нашей стране.

Автор: Олег Александрович Белов,
доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал