Мобилизация общая и частичная: проблемы соотношения

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Статья посвящена исследованию правового содержания понятия «частичная мобилизация». В результате осуществленного анализа констатируется отсутствие в федеральных законах, иных нормативных правовых актах четкого понимания сути частичной мобилизации и ее отличий от мобилизации общей. Принимая во внимание существующие нормы российского законодательства автором выявлены признаки, позволяющие разграничить общую и частичную мобилизацию. В результате предложен вариант определения термина «частичная мобилизация», сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», которые позволят закрепить различия в юридическом понимании общей мобилизации и частичной мобилизации, а также в осуществлении необходимых действий при их объявлении.

Конституция Российской Федерации не содержит понятия «мобилизация», но при этом возлагает на Правительство Российской Федерации обязанности по осуществлению мер по обеспечению обороны страны (из пункта «д» части 1 статьи 114), а на главу государства – утверждение военной доктрины Российской Федерации (пункт «з» статьи 83).

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976, фиксируя официально принятые в государстве взгляды на подготовку к вооруженной защите и на вооруженную защиту Российской Федерации (пункт 1), рассматривает в данном контексте мобилизационную готовность Российской Федерации как «способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов» (подпункт «м» пункта 8).

Объявляя в сентябре 2022 года частичную мобилизацию, глава государства в преамбуле принятого акта ссылается на федеральные законы «Об обороне» (принят в 1996 году), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (принят в 1997 году) и «О воинской обязанности и военной службе» (принят в 1998 году). Рассмотрим нормы перечисленных федеральных законов, касающиеся частичной мобилизации.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации «в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию» (из подпункта 4 пункта 2 статьи 4).

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет воинскую обязанность граждан Российской Федерации, которая предусматривает, в том числе призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в период мобилизации (пункт 2 статьи 1). Отдельно о частичной мобилизации в данном Федеральном законе ничего не говорится.

В Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», то есть в основном законе, который должен регулировать всё, что касается мобилизации, вопросы частичной мобилизации лишь обозначены. Так, пунктом 2 статьи 1 названного Федерального закона предусмотрено, что, во-первых, мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Во-вторых, в указанном пункте сказано, что комплекс мероприятий, проводимых, в том числе при объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется не только Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», но и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, повторена норма Федерального закона «Об обороне», по которой Президент Российской Федерации «в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» (подпункт 6 пункта 1 статьи 4).

Исходя из изложенных выше норм федеральных законов, следует, что даже основной законодательный акт о мобилизации не дает ответов на то, что именно понимается под частичной мобилизацией, чем она отличается от мобилизации всеобщей и как следует поступать военнообязанному гражданину России при объявлении частичной мобилизации.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсылает нас к подзаконным актам, которыми должен определяться комплекс мероприятий, проводимых при частичной мобилизации. Поэтому обратимся к Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», из текста которого можно вычленить некоторые отличительные признаки частичной мобилизации от мобилизации общей. Так, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 названного акта главы государства граждане Российской Федерации, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, с соответствующим уровнем денежного содержания. При этом в качестве одного из оснований увольнения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, указано достижение этими лицами предельного возраста пребывания на военной службе.

Как известно, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в статье 49 определяет предельный возраст пребывания на военной службе, который, в частности, составляет: для военнослужащих, имеющих воинские звания от рядового до подполковника, капитана 2 ранга включительно, – 50 лет, звание полковника, капитана 1 ранга – 55 лет; а для военнослужащих женского пола независимо от звания – 45 лет.

Данный Федеральный закон также предусматривает состав запаса, состоящий из трех разрядов. Установленный в статье 53 максимальный возраст граждан, пребывающих в запасе, в зависимости от воинского звания и разряда составляет: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов – 35, 45 и 50 лет (первый, второй, третий разряды); для младших офицеров – 50, 55 и 60 лет (первый, второй, третий разряды); для майоров, капитанов 3 ранга, подполковников, капитанов 2 ранга – 55, 60 и 65 лет (первый, второй, третий разряды); для полковников, капитанов 1 ранга – 60 и 65 лет (первый и второй разряды). Одновременно Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусматривает, что «призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации» (пункт 2 статьи 17), а также обязанность граждан России «являться по вызову военных комиссариатов … для определения своего предназначения в период мобилизации…» (подпункт 1 пункта 1 статьи 10).

В постатейных комментариях к Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» была осуществлена попытка определить отличия общей мобилизации и частичной мобилизации. К сожалению, авторы работы ориентировались только на территориальный признак. Так, по их мнению, «в зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на два типа. Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны. Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения). Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства». Эта же мысль повторена различными авторами в других комментариях к ряду федеральных законов. Как видим, предложенный в комментариях признак, отличающий общую мобилизацию от частичной мобилизации, не подтверждается реальным положение дел.

Подвергнутые анализу нормативные правовые акты в их комплексном рассмотрении позволяют выявить следующий признак, отличающий общую мобилизацию от мобилизации частичной:

1) при объявлении общей мобилизации проводится призыв на военную службу всех граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, подпадающих в возрастную категорию, установленную в статье 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;

2) при объявлении частичной мобилизации проводится призыв на военную службу граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, но только тех, кто подпадает в возрастную категорию, установленную в статье 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Данный подход к пониманию нормативных правовых актов, касающихся частичной мобилизации, означает, что призыву на военную службу по частичной мобилизации подлежат не все лица, состоящие в запасе в соответствии с установленным статьей 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» возрастом, а только те, что попадают в возрастную категорию, установленную в статье 49 этого же Федерального закона, то есть в возрасте, не превышающем предельный для пребывания на военной службе.

Для наглядности возрастные рамки, установленные названными статьями «О воинской обязанности и военной службе», показаны в таблице.

Возрастные рамки пребывания граждан РФ в рядах военнообязанных

Из таблицы следует, что по указанным составам при объявлении частичной мобилизации в военкоматы должны прибыть граждане, состоящие в запасе, чей возраст не превышает 50 лет (для полковников, капитанов 1 ранга – 55 лет), а для женщин – 45 лет.

Учитывая изложенное, к гражданам, состоящим в запасе, но возраст которых не позволяет находиться на военной службе, не может быть применена какая-либо ответственность за неявку в военкомат, поскольку причина такой неявки – возраст, установленный актом главы государства для частичной мобилизации – должна признаваться уважительной.

В соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, в числе других мероприятий входит бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 21 пункта 3 статьи 2). Названным Федеральным законом определено также, что граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (пункт 2 статьи 23), им предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации (подпункт 1 пункта 1 статьи 18).

Данным Федеральным законом полномочия по установлению порядка организации работ по бронированию возложены на Президента Российской Федерации, а полномочия по организации бронирования – на Правительство Российской Федерации

Фактически актами главы государства после объявления частичной мобилизации предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации определенным категориям граждан Российской Федерации:

- работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса на период работы в этих организациях (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации»);

- получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения (Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 года № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2022 года № 712).

В полномочиях Президента Российской Федерации – право предоставлять отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан, не поименованным в законе (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). Безусловно, такое право у главы государство должно быть. Однако в целях нормального, планового функционирования органов публичной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации необходимо, чтобы категории граждан Российской Федерации, которые получают отсрочку от призыва на военную службу по частичной мобилизации, заранее были определены в законе, причем отдельно от перечня лиц, которым предоставляется отсрочка при всеобщей мобилизации. В такой список можно было бы включить отрасли, производства, государственные органы и организации, служба или работа в которых предусматривает бронирование граждан. В этом случае и граждане, и работодатели, и военкоматы заблаговременно будут знать, какие категории граждан должны быть забронированы, поскольку имеют право на отсрочку от призыва на военную службу по частичной мобилизации.

В результате проведенного анализа нормативных правовых актов по вопросам частичной мобилизации предлагается следующее определение частичной мобилизации:

«Частичная мобилизация – это отдельный вид мобилизации, объявляемый Президентом Российской Федерации в случаях проведения локальных военных операций, в том числе для предотвращения военных конфликтов, непосредственно угрожающих Российской Федерации».

Предлагаются также следующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»:

а) статью 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Общая мобилизация – это вид мобилизации, охватывающий весь комплекс мероприятий, предусмотренный мобилизационными планами, объявляемый в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации.

Частичная мобилизация – это вид мобилизации, объявляемый в случаях проведения локальных военных операций, в том числе для предотвращения военных конфликтов, непосредственно угрожающих Российской Федерации.»;

б) пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«2. Призыву на военную службу при объявлении общей мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Призыву на военную службу при объявлении частичной мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в возрасте, не превышающем установленный для прохождения военной службы.»;

в) в статье 18:

- в пункте 1 слова «по мобилизации» заменить словами «при объявлении общей или частичной мобилизации»;

- дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Дополнительно отсрочка от призыва на военную службу при объявлении частичной мобилизации предоставляется гражданам:

1) работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, в организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в сфере информации и связи, а также в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы;

2) работающим в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти;

3) проходящим службу в федеральных органах исполнительной власти (включая территориальные органы), осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в сфере исполнения уголовных наказаний; в области таможенного дела, а также в подведомственных этим органам организациях;

4) получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

Перечень организаций, работа или учеба в которых дает возможность получения отсрочки от призыва на военную службу при объявлении частичной мобилизации в соответствии с подпунктами 1 и 4 настоящего пункта определяется Правительством Российской Федерации.»;

- пункт 2 считать пунктом 3, заменив в нем слова «указанных в пункте 1» словами «указанных в пунктах 1 и 2».

Предложенные определения частичной мобилизации и поправки в федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» позволят гражданам Российской Федерации, а также органам и организациям, в том числе занимающимся вопросами мобилизации, оперативно и грамотно осуществлять мероприятия в случаях объявления частичной мобилизации.

Автор: Владимир Анатольевич Винокуров,
заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал