Организация работы комитета по охране труда

4
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Комитет по охране труда является органом управления на предприятии, который заведует охраной и безопасностью трудовой деятельности на производстве. Вопросы создания такого комитета в компании рассмотрим в статье. 

Что делать, когда в организации создается комитет по безопасности труда: основные этапы создания

Правовые основы функционирования комитета по безопасности труда на предприятиях заложены в ст. 218 Трудового кодекса РФ. Эта норма определяет, что инициаторами создания подобного комитета на предприятии могут быть как работодатель, так и трудящиеся, лично или в лице их представительного органа. При этом в состав комитета включаются:

  • представители от руководства организации;
  • делегаты от членов трудового коллектива или профсоюза.

В процессе создания комитета организационное и документальное оформление предполагает прохождение следующих этапов:

Организация работы комитета по охране труда
  1. Подача служебной записки или разработка обоснования создания комитета в организации.

    Служебная записка используется, как правило, если инициатором создания выступают члены трудового коллектива. В этом документе они одновременно предлагают образование комитета, обосновывают необходимость его организации.

    Если руководящая роль в организации комитета принадлежит администрации компании, то на практике в первую очередь готовится проект, концепция или же иной подобный документ, разъясняющий необходимость организации комитета. И в том и в другом случае в число документов могут входить проект приказа о создании комитета и проект Положения о комитете по безопасности труда, которые, как правило, именно на этом подготовительном этапе обсуждаются и корректируются.

  2. Издание приказа о создании комитета.
  3. Утверждение Положения о комитете. 

Приказ о создании комитета: как составить

Приказ о создании комитета
Скачать форму приказа

Законодательство не закрепляет унифицированную форму для приказа о создании комитета по безопасности труда. Поэтому такой приказ составляется в соответствии с внутренними правилами кадрового делопроизводства конкретного предприятия по форме, принятой для подобного рода документов.

Все сведения, включаемые в приказ, можно разделить на две группы:

  1. Сведения, касающиеся кадрового оформления приказа, в их числе:
    • реквизиты предприятия;
    • дата, номер и краткое название приказа;
    • основания издания документа (ссылки на статьи нормативных актов и тезисы из внутреннего документа-обоснования создания комитета);
    • информация об ознакомлении с приказом поименованных в нем лиц;
    • подпись руководителя организации.
  2. Сведения, касающиеся содержания приказа:
    • распоряжение о создании комиссии;
    • утверждение состава комиссии;
    • назначение председателя и секретаря комитета (эта часть может отсутствовать, если дана ссылка на положение о комитете, в котором указанные вопросы делегируются членам комитета и решаются на первом заседании);
    • распоряжение о разработке и утверждении положения о комитете либо только об утверждении, если проект положения был подготовлен и согласован ранее;
    • список лиц, ответственных за исполнение поручений, и сроки исполнения;
    • назначение лица, контролирующего исполнение приказа. 

Типовое положение комитета по безопасности труда

Типовое положение о комитете по безопасности труда утверждено приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н. Положение о комитете, являясь внутренним документом, разрабатывается каждой организацией самостоятельно с учетом особенностей работы отдельного предприятия, но основываясь на Типовом положении. Утверждает Положение о комитете руководитель организации.

Основные разделы, которые необходимо включить в Положение, следующие:

  • введение или общие вопросы;
  • законодательные основы деятельности комитета;
  • задачи комитета;
  • функции комитета;
  • полномочия комитета, направленные на выполнение поставленных перед ним задач;
  • права и обязанности представителей комитета;
  • заключительные положения.

Рассмотрим подробнее основные задачи комитета. 

Что является основными задачами комитета по безопасности труда

В п. 7 Типового положения о комитете перечислены базовые задачи этого органа, такие как:

  • подготовка пакета совместных мероприятий, проводимых представителями администрации, профсоюза и иного делегата от трудового коллектива и направленных на соблюдение законодательных требований по охране и безопасности трудовой деятельности;
  • проведение проверочных мероприятий по вопросам состояния условий и охраны труда на производстве, анализ причин производственных травм и профзаболеваний и на основании этого внесение предложений руководству компании по совершенствованию условий и охраны труда;
  • оказание помощи службе охраны труда предприятия по просвещению членов коллектива о состоянии условий и безопасности труда на местах работы, о вероятности причинения ущерба здоровью, а также о существующих компенсациях за работу в неблагоприятной рабочей обстановке и средствах индивидуальной защиты от негативных факторов производственной среды.

Наравне с перечисленными задачами Положение о комитете конкретного предприятия может включать иные задачи, исходя из специфики деятельности компании (например, задачи, направленные на минимизацию риска для небезопасных, травмоопасных работ).

В п. 8 Типового положения перечислены основные функции комитета, которые направлены на исполнение поставленных перед ним задач. Это список из 12 пунктов, среди которых, к примеру:

  • анализ предложений, предложенных представителями администрации или работников, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию условий и безопасности труда;
  • оказание помощи работодателю в подготовке и проведении образовательных занятий по вопросам охраны труда;
  • другие. 

Кто организует работу комитета (план работы)

Исходя из поставленных перед комитетом задач и во исполнение заявленных функций, п. 9 Типового положения определяет круг полномочий членов комитета. Так, в процессе своей рабочей деятельности представители комитета имеют право:

  • получать данные о состоянии трудовых условий на предприятии, наличии негативных факторов производства, случаях травматизма или профзаболеваниях, принятых мерах по проблемным вопросам;
  • приглашать на заседания комитета и заслушивать представителей администрации, служб и отдельных трудящихся по вопросам безопасности на производстве;
  • вносить работодателю предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
  • принимать участие в разработке раздела коллективного договора, касающегося безопасности трудовой деятельности по темам, находящимся в ведении комитета;
  • давать руководству предложения по вопросам поощрения сотрудников за участие в мероприятиях по безопасности труда;
  • принимать участие в разрешении спорных ситуаций (трудовых споров) по вопросам, находящимся в компетенции и ведении комитета.

Комитет по безопасности труда самостоятельно организует свою работу, руководствуясь планом работ. Этот документ принимается на определенный период (год, полугодие, квартал и т. д.) на заседании комитета и утверждается его председателем. Рабочий план комитета представляет собой список вопросов, требующих решения, с перечнем запланированных действий и сроками их выполнения.

Таким образом, процедура организации работы комитета по безопасности труда на конкретном предприятии требует внимания к деталям и учета условий действующего законодательства. Общие рекомендации по организации комитета, отраженные в статье, помогут не допустить ошибок при его создании.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо за полезный материал, размещенный на вашем сайте. У меня возник один вопрос: так, все-таки, комитет по охране труда является обязательным для всех организаций?? У нас фирма небольшая, работать стараемся без каких-либо заморочек. Занимаемся торговой деятельностью. Арендуем офисное помещение и два небольших склада. В вашем материале сказано, что инициировать комитет могут работодатель, работники либо же профсоюз. Но, конечно, работники и работодатель такой идеей даже не задавались. Тем более ни о каком профсоюзе у нас речи быть не может. Комитет у нас все-таки создан, но только на бумаге, так сказать, формально, на деле же никакого комитета нет. Работу никакую он не проводит. Для чего тогда он нужен?
Ответить
Вера
Здравствуйте, насколько мне известно, то если ни работник, ни работодатель не изъявили желания создать такой комитет, то можно его и не создавать. Он не является обязательным согласно ст.218 ТК РФ. В этой статье предусмотрено только право создания комитета по охране труда, но не обязанность. Так что ваш работодатель имеет полное право проявить инициативу по созданию этого органа, либо же вовсе не проявлять никакой инициативы. За это трудовая инспекция не может предъявить какие-либо претензии. Но вообще комитет по охране труда создается для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению на предприятии требований охраны труда. Также он предназначен для предупреждения травматизма на производстве и профессиональных заболеваний. Именно этот комитет должен при необходимости заниматься организацией проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах. Так как у вас этот комитет на предприятии, то представители работников в комитете вполне могут организовать проверку, по итогам которой направить руководству организации акт, где изложить факты нарушений, выявленных в ходе проведения проверки и предложения по их устранению. А далее уже ваш работодатель может согласиться с полученным предписанием или подготовить возражения к нему. Поэтому комитет создается не просто так, а проблемы с его функционированием на вашем предприятии обусловлены скорее нежеланием ваших сотрудников, которые состоят в комитете, приложить элементарные усилия для защиты своих прав, если у вас, конечно, есть какие-то проблемы по организации охраны труда.
Ответить
Валентина
Спасибо за ваши пояснения!!! Значит, получается этот комитет вообще можно убрать. Просто, понимаете, он, конечно, существует на бумаге, но уже порядком устарел. Половина людей, избранных в комитет уволилась, другая половина – сменила должности. Решила вот пересмотреть это дело и серьезно задумалась, а есть ли в этом смысл. Зачем тогда он нужен, если от него нет толку??
Ответить
Вера

Я считаю, что не стоит разрушать то, что уже и так существует на бумаге. Я, скорее, придерживаюсь принципа, что работодатель должен предоставить своим работникам возможность отстаивать свои права и интересы, в том числе путем создания комитета по охране труда. А почему нет? В особенности это касается случая, когда нет профсоюза. А уже будут ли пользоваться такой возможностью работники – это другой вопрос. Я думаю, что наличие данного органа будет положительно характеризовать вашу организацию перед трудовой инспекцией, что немаловажно. Вы можете обновить состав комитета. Именно от активности состава органа и будет зависеть, существует он только на бумаге или реально повышает результативность работы, направленной на улучшение условий труда коллектива. Однако, если все-таки очень хочется убрать комитет, то обязательно документально оформите решение о его ликвидации. 

Ответить