Процедура досудебного урегулирования налоговых споров

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Досудебные налоговые споры с 2014 года стали обязательным условием при изъявлении отечественным налогоплательщиком несогласия с решением фискального органа. Из нашей статьи вы сможете узнать о досудебной процедуре оспаривания актов налоговой, носящих ненормативный характер. 

О досудебном порядке урегулирования налоговых споров

Прохождение определенной процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным условием с 2014 г., когда вступили в силу изменения в часть 1 НК РФ, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ (речь идет о публикации п. 2 ст. 138 НК России в новой редакции). С этого момента перед тем, как обратиться в суд, несогласное с решением фискального органа предприятие обязано пройти все этапы предварительного урегулирования по иерархии от низшего звена до федерального органа. Иными словами, оно должно инициировать старт урегулирования досудебных налоговых споров.

Указанная процедура необходима при обжаловании:

  • актов выездной (камеральной) проверки (п. 2 ст. 138 НК);
  • отказа в предоставлении налогового вычета, возврате излишне уплаченного налога;
  • требования об уплате недоимки;
  • решения о взыскании налогов.

Избежать всех этапов досудебного урегулирования спорных вопросов можно лишь в том случае, если фискальный орган, получивший жалобу от предприятия-налогоплательщика, не принял по ней решения в установленный законодательством срок (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК).

Этапы досудебного оспаривания решений фискальных органов

Процедура досудебного урегулирования налоговых спороввключает несколько этапов, причем соблюдение очередности в этом случае является обязательным для налогоплательщика. Иначе решение ИФНС, с которым он не согласен, обретет законную силу, и оспорить его будет гораздо сложнее.

Остановимся на этих этапах подробнее:

  1. В случае несогласия предприятия-налогоплательщика с итогами прошедшей проверки, отображенными в соответствующем акте, оно может подать свои возражения, изложенные в письменной форме в тот орган, который составил указанный документ. При этом важно помнить, что для досудебных налоговых споров характерно соблюдение установленных для обжалования сроков. К примеру, письменно изложенные возражения на акт фискальной службы, носящий ненормативный характер, подаются не позже 1 месяца с момента его вручения (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения подаются на протяжении 10 дней после завершения указанного в соответствующем налоговом решении срока, назначенного для проведения вспомогательных мероприятий фискального контроля (п. 6.1 ст. 101 НК).

    Направленные фискалам возражения вместе с другими материалами рассматриваются руководителем налоговой в течение максимум 10 дней, отсчитываемых с последнего дня срока, установленного для их подачи. По итогу такого рассмотрения выносится одно из решений: либо о привлечении налогоплательщика к соответствующей ответственности, либо об отказе в этом.

    Как указывается в п. 9 ст. 101 НК, упомянутые решения обретают силу через месяц после даты вручения. Если при этом плательщик налогов уклоняется от получения решения, оно считается врученным на 6-й день после отправки соответствующего заказного письма фискальным органом.

  2. На решение, еще не вступившее в силу, может быть подана апелляционная жалоба (далее — апжалоба). Она адресуется вышестоящей фискальной инстанции, но подается через ИФНС, принявшее оспариваемое предприятием решение (пп. 1, 2 ст. 139.1 НК). При этом решение фискального органа, на которое была подана апжалоба, по нормам из ст. 101.2 НК вступает в силу лишь в той части, которая не была:
    • отменена вышестоящей инстанцией;
    • оспорена предприятием.

    Жалоба на решение вышестоящего фискального органа, принятое по результатам апелляционного рассмотрения (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК), может быть направлена в федеральную службу в 3-месячный срок (п. 2 ст. 139 НК).

  3. Если налоговое решение уже обрело силу, тогда предприятие в годичный срок сможет подать жалобу в вышестоящий орган фискальной службы (пп. 1, 2 ст. 139 НК). При этом, как указывается в п. 5 ст. 138 НК, оспаривание решения, которое обрело силу, не приостанавливает его действие. Однако исполнение может быть приостановлено по заявлению предприятия при условии предоставления им банковской гарантии на сумму недоимки.

При этом предприятие-налогоплательщик, которое по какому-либо уважительному основанию пропустило срок для оспаривания налогового акта, носящего ненормативный характер, может ходатайствовать о восстановлении сроков для досудебного оспаривания. Срок для оспаривания в таком случае может быть восстановлен вышестоящим фискальным органом, в чей адрес направляются и жалоба, и ходатайство (п. 2 ст. 139 НК).

***

Итак, после принятия ряда изменений, внесших коррективы в процесс оспаривания фискальных решений, процедура обжалования актов ненормативного характера была существенно изменена. Если до 2014 г. налогоплательщик, несогласный с решением фискального органа, мог выбирать между досудебным порядком обжалования и обращением в суд, то на сегодняшний день прохождение процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал