Проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Закрытый аукцион по 44-ФЗ — это форма определения исполнителя по государственному или муниципальному заказу, применение которой ограничено законодателем. Вопросы о существующих ограничениях и самой возможности проведения закрытых торгов по закону № 223-ФЗ рассмотрены в нашей статье. 

Что понимается под закрытым аукционом, в каких случаях допускается его проведение

Закрытый аукцион, в соответствии со ст. 86 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предполагает передачу поручения обеспечить публичные нужды тому из участников, кто предложит минимальную цену за свои услуги. При этом круг участников заранее определен, сведения о предстоящем определении поставщика, подрядчика, иного исполнителя не публикуются. Участники аукциона допускаются к торгам при наличии персональных приглашений — перечень их фиксируется в специальном списке, который заказчик пересылает в уполномоченный государственный орган (Федеральную антимонопольную службу). К списку прилагаются копии разосланных приглашений.

Проводить аукцион с заранее определенным кругом потенциальных исполнителей разрешается при одновременном соблюдении 3 условий, зафиксированных в ст. 84 закона № ФЗ-44. Вот они:

Проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ
  1. Наличие одного из оснований:
    • обеспечиваемые федеральные нужды на основании перечня сведений, утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, признаны государственной тайной;
    • к государственной тайне по упомянутому перечню отнесена информация, заключенная в документации о планируемой покупке либо проекте контракта;
    • закупаемые услуги водителей, уборщиков необходимы для нужд судебных приставов и судей;
    • закупаемые услуги касаются охраны, перевозки и страхования ценностей Государственного фонда драгметаллов, музейных коллекций, рукописей и др.
  2. Согласование проведения аукциона с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) или региональным или муниципальным органом, исполняющим аналогичные контролирующие функции.
  3. С момента согласования до даты направления приглашений должно пройти не более 90 дней.

ВАЖНО! Закрытые способы выявления исполнителя противоречат принципу открытости закупок, предусмотренному ст. 3 закона «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Соответственно, закрытый аукцион не применяется в качестве способа определения поставщика при покупках, осуществляемых государственными компаниями и корпорациями, бюджетными учреждениями и т. п.

Кем подается заявка на участие, кто присутствует на процедуре проведения аукциона

Положения ст. 90 закона № ФЗ-44 предусматривают 3 вида лиц, принимающих участие в закрытом аукционе:

  1. Заказчик, которым на основании ст. 3 закона № 44-ФЗ может быть МУП, ГУП, казенное или бюджетное учреждение, публично-правовой орган, некоторые государственные корпорации и др. организации.
  2. Аукционная комиссия, состав (вместе с председателем) и порядок действия которой на основании ст. 39 закона № 44-ФЗ определяется заказчиком. Членов комиссии может быть 5 и более, при этом запрещено включение в состав лиц, участвующих в оценке документации, а также тех, чье участие приведет к конфликту интересов.
  3. Участники аукциона либо замещающие их представители. При использовании закрытого способа определения исполнителя заказчик самостоятельно определяет кандидатуры, которые могут стать участниками.

Лицо, не имеющее персонального приглашения к участию в аукционе, не признается участником. Однако и не все из приглашенных лиц допускаются до торгов, поскольку после получения приглашения и направления ответной заявки потенциальный участник подвергается проверке со стороны аукционной комиссии. В некоторых случаях определяется соответствие приглашенных лиц дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Порядок проведения закрытого аукциона

Процедура проведения закрытых торгов регламентирована законом. Согласно ст. 88–90 закона № 44-ФЗ, она включает нескольких этапов:

  1. Рассылку заказчиком приглашений в закрытых конвертах, содержащих необходимые сведения о названии и адресе заказчика, объекте закупки, а также времени, порядке, месте и способе получения дополнительной информации.
  2. Передачу в ФАС или иной уполномоченный орган информации о разосланных приглашениях.
  3. Ознакомление приглашенных с информацией и получение дополнительных сведений.
  4. Подачу желающими принять участие заявок путем ответного направления закрытых конвертов и перечисление денежного обеспечения. Объем средств, подтверждающих намерение участвовать в аукционе, ограничен 5% начальной цены контракта.
    Примечание: на основании ст. 86 закона № 44-ФЗ обмен корреспонденцией и документацией при использовании закрытого способа определения победителя производится с помощью бумажных носителей.
  5. 10-дневное рассмотрение аукционной комиссией заявок, по итогам которого составляется протокол и принимаются решения по каждому из заявлений приглашенных. После окончания срока комиссия обязана:
    • направить копию протокола в уполномоченный контролирующий орган;
    • передать уведомления допущенным к участию лицам и отказы всем иным заявителям;
    • вернуть суммы обеспечения недопущенным лицам.
  6. Проведение аукциона, предполагающее:
    • регистрацию представителей и явившихся лично участников;
    • объявление аукционистом основной информации о проходящем мероприятии (в том числе объявление лота);
    • объявление предложений о цене контракта до получения предложения о минимальной сумме;
    • объявление победителя;
    • подписание протокола аукциона.
  7. Направление копии протокола в ФАС или иной уполномоченный орган на следующий день после его подписания.
  8. Возврат в течение 5 рабочих дней обеспечения проигравшим участникам.
  9. Заключение контракта с победителем через 10 и более дней после проведения торгов. 

Подытожим. Проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ предполагает участие в закупках для публичных нужд заранее подобранных заказчиком лиц. Порядок проведения его четко регламентирован законом. При этом по 223-ФЗ закрытый аукцион не может проводиться для отдельных публичных органов, поскольку противоречит принципу открытости закупок, соблюдение которого весьма актуально для некоторых организаций.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал