Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для целого ряда государственных компаний, корпораций, предприятий и организаций строго регламентируется федеральным законодательством. О требованиях нормативных актов к составлению закупочных планов и расскажет предлагаемая нами статья. 

Планирование посредством составления графиков закупок — как осуществляется, как формируются графики, кто утверждает?

Для организаций, доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале которых превышает 50% (исчерпывающий перечень таких предприятий указан в части 2 статьи 1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), предусмотрен специальный порядок приобретения продукции, услуг или работ. Для перечисленных организаций, выступающих в качестве заказчиков, приобретение необходимой для хозяйственной деятельности продукции осуществляется на основе планирования, на что указывают части 2 и 3 статьи 4 обозначенного ФЗ.

Составление плана (графика) предполагаемых приобретений производится согласно специальному постановлению Правительства РФ «Об утверждении…» от 17.09.2012 № 932. Этим документом утверждены правила составления закупочного графика (далее — Правила), а также унифицированная форма самого графика с требованиями к ее заполнению.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок

В плане отражается информация обо всех планируемых закупочных сделках, за исключением сведений, которые отнесены к государственной тайне (пункт 4 Правил). Также заказчик вправе не указывать в графике сделки, сумма которых составляет менее 100 тыс. руб., а в случае если годовая выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд руб. — 500 тыс. руб.

Каждый график разбивается по месяцам или кварталам, согласно пункту 7 Правил. За основу может быть взята производственная (ремонтная, инвестиционная) программа компании, на основе которой и проводится процедура планирования.

Кем утверждается план закупок?

Общий порядок подготовки и принятия закупочного графика обозначен в пункте 10 Правил. Данный пункт определяет, что вся процедура (формирование, утверждение и т. д.) подготовки закупочного графика определяется с учетом требований законодательства каждым заказчиком самостоятельно. При этом вопросы, касающиеся формирования и утверждения графика закупок, должны быть расписаны в отдельном документе (положении о закупках), наличие которого у заказчика обязательно ввиду требований части 1 статьи 2 упомянутого ФЗ № 223.

Размещение плана

Заключительным этапом, согласно установленному порядку формирования, утверждения и ведения плана закупок, является его размещение на сайте ЕИС (единой информационной системы), в которой собраны все сведения о закупках (планы, извещения, отчеты и т. д.). Согласно пункту 14 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 10.09.2012 № 908, размещение закупочного графика должно быть произведено в течение 10 дней с момента его утверждения. Вся же процедура должна быть завершена до 31 декабря года, который предшествует плановому периоду.

В течение какого периода действует график, как осуществляется его ведение?

Сроки планирования определены частью 2 статьи 4 ФЗ № 223, согласно которой график готовится на период не менее 1 календарного года. Если при этом предполагается закупка инновационной/высокотехнологичной продукции или лекарств, то по части 3 статьи 4 срок планирования должен составлять от 5 до 7 лет. Ведение графика предполагает контроль со стороны заказчика за его выполнением в течение всего периода действия.

Кроме того, необходимо отметить, что в принятый план при необходимости могут быть внесены изменения. Перечень причин, которые могут служить основанием для внесения поправок, определяется положением заказчика о закупках. Ряд возможных причин принятия поправок обозначен в пункте 8 Правил, например:

  • колебания стоимости приобретаемой продукции более чем на 10%;
  • изменение потребности в необходимой продукции либо корректировка существенных условий планируемой сделки (способа закупки или срока исполнения обязательств).

Мониторинг и оценка соответствия требованиям графика закупок

В рамках ведения графика в отношении крупных заказчиков частями 1 и 2 статьи 5.1 закона № 223-ФЗ предусмотрены такие контрольные процедуры, как мониторинг и оценка соответствия требованиям законодательства, касающихся доли закупок у малых и средних предпринимателей. Данные мероприятия проводятся специальной уполномоченной частью 3 статьи 5.1 упомянутого ФЗ организацией — АО «Корпорация "МСП"». Также правом проведения мониторинга и оценки соответствия на региональном уровне наделены органы власти соответствующих субъектов РФ.

Порядок проведения перечисленных мероприятий регулируется соответственно положениями о мониторинге и об оценке, которые утверждены постановлением Правительства РФ «О порядке…» от 29.10.2015 № 1169.

Согласно пункту 2 данного постановления, контрольные мероприятия проводятся в отношении заказчиков, выручка которых за прошедший год превысила 2 млрд руб., либо организаций-заказчиков, созданных в результате принятия соответствующего закона (уже без учета требований к объему выручки). Стоит также добавить, что ввиду требований частей 3 и 4 статьи 5.1 обозначенного выше ФЗ единый перечень таких заказчиков утверждается соответствующим нормативным актом Правительства РФ.

Как сформировать закупочный график?

План закупки товаров (работ, услуг)
Скачать форму плана закупок

Формирование плана закупок на 2018 год (равно как и на 2019 или любой другой, если в законодательство не будут внесены изменения) осуществляется по единому алгоритму, который включает в себя следующие этапы:

  1. Определение, подпадает ли конкретный заказчик под требования постановления Правительства РФ «О порядке…» от 29.10.2015 № 1169. Конкретные перечни таких заказчиков содержатся в распоряжениях Правительства от 19.04.2016 № 717-р и 06.11.2015 № 2258, обновляемых ежегодно с учетом колебаний объема выручки. В том случае, если заказчик указан хотя бы в одном из них, ему придется предусмотреть долю закупок у малых и средних предпринимателей. Ее размеры указаны в положении, действующем согласно постановлению Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.10.2014 № 1352. На 2017 год, согласно пункту 5 данного положения, ее размер составляет 18% объема заказов, а на 2018 года — 15%.
  2. Составление перечня продукции, работ и услуг, необходимых заказчику, с учетом потребностей предприятия, обозначенных в производственном плане или программе развития.
  3. Внесение данных из этого перечня в специальную таблицу (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932) согласно имеющимся в ней графам.
  4. Утверждение плана согласно положению, которое должно иметься у заказчика.
  5. Опубликование его в ЕИС в течение 10 дней после утверждения. При этом, например, план на 2019 год должен быть опубликован до 31 декабря 2018 года.
  6. Прохождение процедуры мониторинга и оценки соответствия требованиям закона доли закупок у малого и среднего бизнеса в том случае, если заказчик включен в перечень, обозначенный в пункте 1 алгоритма.

***

Подводя итог, отметим, что процесс составления графика закупок по 223-ФЗ регулируется значительным количеством нормативных актов. Именно поэтому поэтапное изложение всей требуемой для разработки графика информации будет очень полезно любому практическому работнику, особенно если подобный документ он составляет впервые.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал