Банковская гарантия для участия в тендере в сфере закупок

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Банковская гарантия для участия в тендере — распространенный способ обеспечения исполнения обязательств участниками тендера в сфере госзакупок. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ внес существенные изменения в организацию тендера, коснувшиеся в том числе вопроса гарантии. Об этих изменениях и нынешней ситуации с тендерной банковской гарантией и расскажет предлагаемый нами материал. 

Зачем нужна банковская гарантия при проведении тендера на госзакупки и обязательна ли она?

Начать рассказ стоит с определения банковской гарантии. По ст. 368 ГК РФ это письменное обязательство гаранта (банка или иной кредитной организации) выплатить по требованию кредитора клиента банка сумму, предусмотренную гарантийным договором.

Сущность и виды банковской гарантии в госзакупке

При этом гарантия, предоставляемая для участия в тендере, называется тендерной. Принципалом в этом случае выступает участник закупки, который обязан предоставить обеспечение заявки для участия, в соответствии с нормами ст. 44 закона № 44-ФЗ. Бенефициаром — муниципальная или государственная организация, осуществляющая закупку, то есть заказчик. Именно эта организация сможет впоследствии предъявить банку требования о возмещении в случае нарушения условий, например:

Банковская гарантия для участия в тендере в сфере закупок
  • при отказе от заключения договора в случае выигрыша тендера;
  • отказе от выполнения обязательств по заключенному контракту или нарушении таких обязательств;
  • отзыве или изменении условий заявки после окончания срока ее подачи.

Можно выделить 2 вида банковских гарантий, встречающихся в процессе организации закупки:

  1. Тендерная — предоставляется поставщиками и исполнителями для обеспечения исполнения обязательств по заявке.
  2. Посттендерная — предоставляется выигравшим поставщиком или исполнителем для обеспечения выполнения им обязательств по контракту.

Цели банковской гарантии при закупке и обязательна ли она?

Нередко такими методами пользуются тендер-рейдеры — участники, которые специально регистрируются с целью срыва закупки, опуская цену до минимального предела, а затем отказываются от заключения контракта. В итоге организация-заказчик теряет средства и время, потраченные на организацию закупки, утрачивая при этом возможность заключить контракт с другими участниками, а это влечет существенные убытки.

Главная задача такого обеспечения — максимально быстро и эффективно возместить потери заказчика, вызванные расходами на организацию закупки и устройство нового тендера. У заказчика не возникает необходимости восстанавливать нарушенные участником тендера права в суде, т. к. договор гарантии уже обеспечивает обязательства. Поддерживая эту позицию, закон запрещает включение условия об обязанности заказчика представить судебные акты для подтверждения факта нарушения обязательств принципалом (п. 4 ст. 45 закона № 44-ФЗ), что существенно сокращает время получения возмещения. При этом единой формы для оформления банковской гарантии нет, потому достаточно соблюсти правила ГК РФ, закона № 44-ФЗ и обычаи делового оборота.

ВАЖНО! По нормам ч. 1 ст. 44 закона № 44-ФЗ банковская гарантия не является исключительным видом обеспечения обязательств участников. Помимо этого, допустимо внесение денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки.

Таким образом, банковская гарантия — это лишь один из возможных вариантов обеспечения исполнения участниками закупки их обязательств, причем она необязательна, если использован другой разрешенный вид такого обеспечения.

Что такое реестр банковских гарантий и в чем его польза при проведении закупки?

С введением в действие закона № 44-ФЗ все банковские гарантии должны вноситься в единый реестр, что закреплено в ч. 8 ст. 45 данного ФЗ. Исключение составляют выданные для обеспечения участия в тендерах банковские гарантии, контракты по которым содержат сведения, имеющие статус государственной тайны, — для таких случаев предусмотрен отдельный закрытый реестр (ч. 8.1 нормы).

Какие сведения должны вноситься в реестр, определяется ч. 9 этой же статьи:

  • полное наименование банковской организации-гаранта;
  • юридический адрес гаранта, его ИНН (или аналог, если гарантом выступает иностранный банк);
  • наименование, ИНН и местонахождения принципала — исполнителя;
  • денежная сумма, подлежащая выплате в качестве возмещения при невыполнении принципалом своих обязательств;
  • срок действия гарантии;
  • копия договора гарантии (за исключением тех, которые подлежат внесению в закрытый реестр).

Закон оставляет список открытым, допуская внесение информации и об иной документации, предусмотренной постановлением Правительства РФ «О банковских гарантиях…» от 08.11.2013 № 1005.

Информация должна вноситься в единый реестр банковским служащим в течение 1 рабочего дня с момента выдачи гарантии или внесения изменений в договор. Если речь идет о закрытом реестре, банк направляет сведения в такой же срок с использованием специального программного обеспечения. Получить такие программы можно на информационных ресурсах Федерального казначейства, Минфина и единой информсистемы закупок.

Главное достоинство реестра заключается в предоставлении заказчику надежной и прозрачной системы проверки обеспечения обязательств участника закупок и оценки надежности такого обеспечения.

Требования к банковской гарантии в сфере закупок

Требования к самой банковской гарантии для участия в тендере и ее содержанию содержатся в ст. 45 закона № 44-ФЗ. В исчерпывающем списке обязательных требований:

  1. Безотзывность.
  2. Наличие у банка-гаранта аккредитации для предоставления гарантий. Убедиться в наличии аккредитации можно на сайте Минфина РФ, где опубликован соответствующий список.
  3. Соответствие содержания условиям, изложенным в ст. 45 закона № 44-ФЗ:
  • указание суммы договора, которая обычно составляет от 0,5 до 5% стоимости тендера (цель — не полностью покрыть обязательства недобросовестного принципала, а лишь возместить убытки бенефициара, понесенные вследствие провала тендера);
  • перечень обязательств, которые берет на себя принципал;
  • условие о неустойке в размере 0,1% суммы обеспечения за каждый день просрочки банком исполнения его обязательств;
  • признание надлежащего исполнения договора гарантии поступлением средств на счет заказчика;
  • срок действия гарантии составляет не менее 2 месяцев с момента закрытия подачи заявок на участие в тендере (посттендерная гарантия должна длиться не менее месяца с момента окончания срока контракта);
  • обязательство банка предоставить посттендерную банковскую гарантию на обязательства, возникшие в результате заключения контракта по выигранному тендеру;
  • список документов, необходимых заказчику для получения выплаты по договору (установлен постановлением Правительства РФ № 1005).

ВАЖНО! Заказчик может поставить условие о возможности бесспорного списания суммы обеспечения со счета гаранта, если последний не исполнил свои обязательства в пятидневный срок. Это, в соответствии с ч. 3 ст. 45 закона № 44-ФЗ, допустимо при условии заключения контракта с единственным участником тендера.

Порядок оформления и преимущества банковской гарантии

Для получения заключения гарантийного договора достаточно обратиться в один из банков, внесенных в единый реестр организаций, аккредитованных для оказания такой услуги. По факту ее предоставляют порядка сотни банков, входящих в топ по стране. При этом потребуется иметь счет в выбранном банке.

Пакет документов невелик:

  • уставные документы участника тендера;
  • подтверждение подачи заявления на участие в закупке.

Принятие банком решения может занять от нескольких дней до пары недель, однако оформить гарантию все равно проще и выгоднее, нежели кредит, если нет собственных средств, которые могут служить обеспечением на счете электронной площадки.

Также в сравнении с кредитом банковская гарантия выигрывает в следующем:

  1. Комиссионная ставка обычно не превышает 5%, тогда как по кредиту она намного выше.
  2. При оформлении не будет большого количества проверок.
  3. Оформление происходит быстрее.
  4. Требуется минимальный пакет документов.
  5. Не нужны залог и поручители.
  6. Ответственность исполнителя перекладывается на банк.

Прекращение банковской гарантии, отказ в приеме обеспечения

Закон предусматривает возможность отказа заказчика в приеме обеспечения банковской гарантией и ее возврата в случаях:

  • невнесения в реестр;
  • отклонения от условий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
  • нарушения требований к документации о закупке.

По нормам ст. 61, 378, 409 и 414 ГК РФ банковская гарантия прекращается:

  • при окончании срока ее действия;
  • после исполнения обязательств перед бенефициаром;
  • вследствие письменного отказа бенефициара от своих прав;
  • после выплаты отступных;
  • при заключении бенефициаром и гарантом соглашения о прекращении обязательств по гарантии;
  • в случае новации;
  • при ликвидации банка-гаранта;
  • в связи с невозможностью выполнения обязательств гаранта в результате принятия органом государственной власти соответствующего нормативного акта.

В описанных случаях банк информирует участника закупки о прекращении гарантии в порядке ст. 378 ГК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что банковская гарантия, хоть и не является единственным способом обеспечения обязательств участника закупки, наиболее удобна для всех сторон тендера.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал