Что нового в оформлении ДТП с 20 октября 2017 года?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Оформление ДТП с 20 октября 2017 года изменилось в части выдаваемых ГИБДД документов. С этой даты вступил в силу новый административный регламент МВД, касающийся исполнения полицией функции по надзору за безопасностью дорожного движения. Об изменениях, которые коснулись водителей, читайте в статье.

Как оформить ДТП по новым правилам?

Новый регламент затронул порядок оформления ДТП с участием сотрудников полиции. Тем, кто решит оформлять европротокол, эти изменения не важны.

Сейчас по итогу рассмотрения аварии ее участники получают на руки копию протокола и постановления об административном нарушении (а если в составлении протокола не было необходимости — только постановления). Именно постановление завершает рассмотрение административного дела по факту ДТП. В нем виновнику аварии определяется вид и размер наказания.

Иногда эти документы заменяются определением об отказе в возбуждении административного дела. Это происходит, когда виновник ДТП хотя и нарушил ПДД, но наказания за это не установлено.

Ранее в ГИБДД водителям также выдавали справку о дорожно-транспортном происшествии. В ней содержались подробные данные об участниках ДТП (Ф.И.О., адрес, телефон, водительское удостоверение, полис ОСАГО), об автомобилях (модель и марка, ВИН-код, госномер), а также данные о собственнике авто. С 20 октября 2017 года справки не выдают.

В МВД объяснили это тем, что справка — лишний документ. Кстати, Российский союз автостраховщиков написал официальное обращение в МВД с просьбой вернуть справки, так как якобы в них содержалась информация, позволяющая страховым компаниям подать в суд на виновника ДТП. МВД же менять ничего не собирается, поясняя, что информация из справок теперь включается в процессуальные документы.

Новые правила оформления ДТП: влияние на возмещение по ОСАГО

Стандартный пакет документов, прилагаемых к заявлению для получения возмещения по ОСАГО, сейчас выглядит так (п. 3.10 Положения о правилах ОСАГО, утв. Банком России от 19.09.2014 № 431-П):

  • заверенная копия паспорта потерпевшего;
  • копия протокола и постановления об административном нарушении (либо только постановления) / определение об отказе в возбуждении административного дела;
  • документы с банковскими реквизитами заявителя, в случае если возмещение по ОСАГО предполагается получать безналичным способом;
  • извещение о ДТП.

Ранее в этом списке фигурировала еще и справка о ДТП, но она была исключена из перечня Указанием Банка России от 25.12.2017 № 4664-У. До внесения указанных изменений имела место коллизия правовых норм — справка о ДТП прекратила свое существование, тогда как в перечне документов, обязательных для получения страхового возмещения, она фигурировала. Этим нередко пользовались недобросовестные страховые компании.

В такой ситуации у водителей был только один выход — подавать заявление на получение страховки без справки о ДТП, а в случае отказа в возмещении подавать на страховщика в суд. Но сегодня указанный законодательный пробел устранен.

Что еще изменилось, кроме порядка оформления ДТП?

В новом регламенте есть еще три важных для водителей нововведения:

  1. Сотрудникам дорожной полиции разрешили останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов. То есть они смогут это сделать в любом месте, как при несении службы на патрульном автомобиле, так и в пешем порядке.
  2. Автоматическая фиксация нарушений теперь допускается и на участках дорог, где имеются временные ограничения движения. Ранее в таких местах запрещалось применение комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений.
  3. Инспекторы ДПС теперь обязаны возвращать к автомобилю водителя, который проходил освидетельствование на состояние опьянения на посту ДПС или в другом помещении полиции (если отсутствуют основания для направления на освидетельствование в медучреждение). Ранее обязанность доставлять водителей обратно к авто распространялась только на случаи освидетельствования в медицинских организациях.

Видеосъемка инспекторов ДПС: разрешена или нет?

Пожалуй, следующим по степени резонанса изменением после новых правил оформления ДТП явилось исключение из регламента оговорки насчет видео- и фотосъемки, а также звукозаписи общения с сотрудниками дорожной полиции. Ранее устанавливалось, что инспекторы не вправе препятствовать этим действиям.

Общественность восприняла изменение «в штыки», многие подумали, что съемка инспекторов ДПС теперь запрещена. Но это не так.

Делать фотоснимки, вести видеозапись и звукозапись при общении с блюстителями дорожного порядка можно. Такое право у граждан имеется на основании ч. 4 ст. 29 Конституции (о свободе получения и распространения информации), ч. 2 ст. 8 закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (об открытом характере деятельности полиции).

Как разъяснили в МВД, запретить съемку могут только при проведении оперативно-розыскных и охранных мероприятий, а также при производстве по делам об административных правонарушениях. Например, участник аварии снимает на телефон место происшествия и своими действиями мешает инспектору оформлять документы.

К тому же регламент МВД распространяется исключительно на сотрудников ведомства, осуществляющих надзор за безопасностью дорожного движения. Оговорка о запрете препятствовать съемке и записи нужна была для соблюдения инспекторами ДПС прав граждан.

***

Единственное изменение порядка оформления аварий — отмена выдачи справок о ДТП. Отсутствие этого документа не должно стать причиной отказа в выплате по ОСАГО. Те, кто получит от страховой компании отказ по причине отсутствия справки, вправе обжаловать его в суде.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал