Чем отличается приказ от распоряжения

2
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Чем отличается приказ от распоряжения – важный вопрос не только для руководителей, но и для работников организации, в том числе кадровых. Есть различия как в форме, так и в содержании этих документов, о которых мы расскажем ниже. 
Вам помогут документы и бланки:
  1. Бланк выписки из приказа об увольнении
  2. Бланк приказа о расторжении трудового договора
  3. Бланк приказа об изменении оплаты труда
  4. Бланк приказа о приеме на работу работника

Что такое приказ и распоряжение

Чтобы разобраться в отличиях и сходствах, нужно понять, что такое приказ, и что такое распоряжение.

Приказ – это акт руководителя, направленный на решение определенных организационных задач и содержащий обязательные для подчиненных распоряжения.

Приказы постоянно применяются в хозяйственной жизни. Например, прием на работу и увольнение работника оформляется приказом работодателя.
В государственных организациях издание приказов и распоряжений регламентируется нормативными актами. 

Распоряжение – это акт руководителя, его подчиненного, либо представителя, направленный на решение определенных организационных задач и содержащий обязательные для подчиненных распоряжения.

Тоже широко распространен на практике. Например, в ч. 6 ст. 193 ТК РФ указано, что применение дисциплинарного взыскания для сотрудника может оформлено как приказом, так и распоряжением.
Из определений видно уже как минимум одно отличие – приказ издается руководителем, а распоряжение может быть издано другими начальниками. Но это не все отличия, об остальных ниже.

Чем отличается приказ от распоряжения

Чтобы было наглядно и понятно, мы подготовили таблицу, из которой видны основные отличия приказа и распоряжения.

 

Рассмотрим различия между приказом и распоряжением по порядку.

Приказ имеет, как правило, длительный срок действия, не ограниченный наступлением какого-либо события. В качестве примера можно привести приказ о назначении сотрудника на работу. Кроме того, при необходимости в приказы могут быть внесены изменения.

Распоряжение — это документ оперативного порядка, и действует оно до момента исполнения решения, которое легло в основу документа. Примером может служить распоряжение о создании рабочей группы, которая действует до решения порученного ей вопроса.

Издавать приказы, как правило, имеет право директор субъекта, который распоряжением может дать временное или постоянное право подписания приказов своему заместителю или ряду должностных лиц организации. Перечень лиц, уполномоченных издавать распоряжения, гораздо шире.

Самое же большое различие между распоряжением и приказом заключается в круге решаемых вопросов. Если приказ является основой для начала или изменения правоотношений, то распоряжение — это решение оперативных вопросов, вытекающих из существующих правоотношений, в том числе установленных приказом.

Проиллюстрировать это можно на следующих примерах:

 

Кроме перечисленных выше, существуют отличия по форме составления документов. Распоряжения, как правило, не имеют заголовков, а начинаются словами «распоряжаюсь» или «обязываю». Приказы имеют заголовок («Приказ»), распорядительная часть этого документа начинается со слова «приказываю».

Хозяйствующий субъект вправе как вносить изменения в типовую форму приказа и распоряжения, так и утверждать типовые формы самостоятельно.

Нормативные документы, регламентирующие документооборот

Определение приказа (распоряжения) приводится в ряде нормативных документов, изданных Федеральной архивной службой. Следует отметить, что существующие нормативные акты используют эти термины как синонимы, хотя и описывают различия, которые имеются в их составлении.

Важно! В правовом поле принципиальных различий между приказом и распоряжением нет.

Требования к оформлению приказов и распоряжений приведены в ведомственных нормативно-правовых актах, но в целом они практически идентичны.

Нормативных документов, рекомендуемых для использования сотрудниками частных хозяйствующих субъектов, нет. Поэтому они, составляя приказы и распоряжения, могут руководствоваться общими правилами делопроизводства и документооборота.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Другое". 

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии

Здравствуйте, скажите, если в приказе указаны семь исполнителей, сколько экземпляров должен подписать руководитель?

Ответить
Оксана

Один, исполнителям нужны будут копии документа

Ответить