Правила землепользования и застройки сельского поселения

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Правила землепользования и застройки сельского поселения как гражданско-правовое явление появились в России в конце 90-х годов, став важнейшей вехой в регулировании градостроительства отдельных местностей. О том, что представляют собой названные правила, как они утверждаются и работают, вы узнаете из нашего материала. 

Что такое правила землепользования и застройки?

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представлены в виде местной нормативно-правовой документации, которая принимается администрацией или другим органом управления поселения и определяет территориальные зоны и градостроительные регламенты, а также разъясняет правила применения документа и его корректировки.

Целевыми направлениями разработки и применения правил землепользования и застройки сельских поселений Градостроительный кодекс называет:

Правила землепользования и застройки сельского поселения
  1. Формирование условий для стабильного прогрессирования поселений, входящих в состав муниципальных образований, с сохранением экологической обстановки и предметов культурного достояния.
  2. Формирование условий для планирования территорий муниципальных субъектов.
  3. Гарантию прав и правовых интересов людей и организаций, в том числе собственников и иных владельцев земельных наделов и объектов капстроительства.
  4. Формирование благоприятной обстановки для инвестирования, в том числе через подбор оптимальных видов разрешенного пользования земляными участками и объектами капстроительства.

Законодательство о правилах землепользования и застройки сельского поселения

Базовым нормативным актом, регулирующим вопросы создания и внедрения ПЗЗ, является Градостроительный кодекс. Этот законодательный документ содержит целую главу (гл. 4), в которой разъясняются нюансы разработки и использования ПЗЗ.

В частности, в ней установлены:

  • понятие и цели ПЗЗ;
  • порядок разработки проекта ПЗЗ;
  • процедура утверждения ПЗЗ;
  • процедура внесения поправок в ПЗЗ.

Кроме положений, относящихся к процедуре разработки и внедрения правил в жизнь, в  главе 4 присутствуют нормы, которые касаются вопросов, составляющих содержание ПЗЗ:

  • правила установления территориальных зон;
  • подвиды и составляющие территориальных зон;
  • нормы о градостроительном регламенте.

Помимо Градостроительного кодекса вопросы, так или иначе касающиеся правоприменения правил землепользования и застройки сельского поселения, освещены в Земельном кодексе. К примеру, в компетенцию местных органов власти в числе прочих включаются вопросы установления данных правил; также кодекс ссылается на ПЗЗ в статье, посвященной схемам размещения участков земли на кадастровом плане территории.

Последняя редакция законодательства о правилах землепользования и застройки сельских поселений была проведена в конце декабря 2015 года, поэтому в случае обращения к нормативным актам по рассматриваемому вопросу, необходимо искать актуальную его версию.

Территориальные зоны и градостроительный регламент

Территориальные зоны — это участки поселения, в отношении которых в правилах землепользования и застройки сельских поселений выведены границы, а также закреплены градостроительные регламенты. Линии территориальных зон могут проходить:

  • по дорогам, улицам, проездам, отделяющим встречные автомобильные потоки;
  • красным линиям (границам, отделяющим земельные наделы общего использования);
  • пограничным линиям участков земли;
  • границам городов, поселков, деревень и т. д. в рамках муниципального образования;
  • границам муниципальных образований;
  • границам природных объектов и пр.

Градостроительный регламент представляет собой совокупность положений, устанавливающих правовой режим земельных наделов, того, что расположено под и над их поверхностью и используется при строительстве и в дальнейшей эксплуатации.

В рамках градостроительных правил определяются:

  • разновидности разрешенного пользования участками земли и объектами капстроительства;
  • наименьшие и наибольшие размеры участков земли и предельные нормы разрешенного строительства;
  • лимиты пользования земельными наделами и объектами капстроительства.

Разновидности разрешенного пользования землей могут быть:

  • базовыми — когда застройщик может сам выбрать предпочтительный вид строительства для определенной территориальной зоны;
  • условно разрешенными — для которых обязательна организация публичных слушаний, в компетенции которых находится разрешение/запрет использования;
  • вспомогательными — использующимися только как дополнение к основным и условно разрешенным подвидам использования, в отдельности не применяемыми.

Структура правил землепользования и застройки

Структура правил землепользования и застройки сельских поселений и прочих территорий установлена статьей 30 Градостроительного кодекса. Согласно п. 2 этой нормы, правила включают следующие разделы:

  1. Порядок использования правил и особенности корректировки документа.
  2. Картографирование градостроительных зон.
  3. Градостроительные правила.

Первый раздел включает в себя вопросы, касающиеся:

  • управления местной администрацией землепользованием и застройкой;
  • смены физическими лицами и организациями подвидов разрешенного использования участков земли и объектов капстроительства;
  • разработки документов по планировке местности органами местного управления;
  • проведения публичных слушаний в отношении рассматриваемых вопросов;
  • корректировки ПЗЗ и иных вопросов.

Карта градостроительных зон используется для закрепления границ территориальных участков. При этом должны соблюдаться требования привязки одного участка земли к одной территориальной зоне. Составление надела из частей, находящихся в разных территориальных зонах, невозможно.

На карте в обязательном порядке фиксируются:

  • участки с особенными условиями использования территорий;
  • участки местности с объектами культурного достояния;
  • участки исторических поселений федерального и регионального значения.

Порядок подготовки и утверждения правил

Разработка ПЗЗ на первом этапе требует создания проекта. Детально мероприятия по его подготовке расписаны в статье 31 Градостроительного кодекса, согласно которой решение о разработке принимает глава администрации. Проектную же документацию готовят специалисты местной администрации, входящие в специальную комиссию.

В 10-дневный срок после принятия решения о разработке проекта вышеуказанных правил информация об этом размещается в местных СМИ и на официальном сайте администрации. При этом в сообщении о выработке проекта ПЗЗ обязательно должны быть сведения:

  • о составе и работе комиссионной группы;
  • особенностях градостроительных зон;
  • сроках разработки проекта ПЗЗ;
  • порядке направления в комиссионную группу предложений по разработке проекта и прочая информация, касающаяся данного вопроса.

После получения проекта руководитель администрации поселения в 10-дневный срок принимает решение об организации публичных слушаний по проекту. Допустимая длительность публичных слушаний составляет от 2 до 4 месяцев со дня обнародования проекта. По итогам публичных слушаний в проектную документацию вносятся изменения, причем протоколы публичных слушаний и заключение о результатах являются обязательными приложениями к проекту.

Утверждаются ПЗЗ представительным органом местного самоуправления (к примеру, Советом депутатов поселения или городской думой), который может утвердить проект правил или направить его на доработку. После утверждения правила должны быть опубликованы в СМИ и на сайте администрации. Граждане, организации, а также органы власти различного уровня вправе обжаловать решение об утверждении ПЗЗ в суде. При этом представители госорганов могут сделать это только в том случае, если правила не соответствуют требованиям законодательства РФ и утвержденным ранее схемам территориального планирования (любого уровня).

Как внести изменения в правила землепользования и застройки?

Предложения о внесении изменений в ПЗЗ могут направить:

  • госорганы федерального/регионального уровня или органы местного самоуправления — если правила землепользования и застройки могут нарушить деятельность или расположение объектов капстроительства федерального, регионального или местного значения соответственно;
  • органы местного самоуправления — если требуется модернизация механизма регулирования землепользования или застройки на соответствующей территории;
  • граждане или организации — если в результате применения ПЗЗ земельные участки и объекты капстроительства используются неэффективно с причинением ущерба владельцу участка или снижением стоимости объекта.

По сути поступивших предложений комиссия в 30-дневный срок готовит заключение, в котором делает вывод о необходимости внесения изменений в правила или отклонении предложения с указанием причин отказа. Заключение направляется руководителю администрации. Глава администрации, в свою очередь, на основании поступившего заключения в течение месяца принимает решение о разработке проекта изменений в ПЗЗ или отклонении предложений по изменениям с пояснением причин отказа. Копия решения главы администрации высылается заявителю.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал