Должностная инструкция официанта

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностная инструкция официанта используется, чтобы закрепить за сотрудником определенный объем прав и обязанностей. Какой может быть структура должностной инструкции и на что стоит обратить внимание при ее составлении, будет рассказано в статье далее. 

О должности официанта ресторана, кафе и других заведений общепита

Следует сразу отметить, что требования к лицу, претендующему на должность официанта, во многом зависят от уровня заведения, в котором ему предстоит работать. Так, если речь идет о заведении, где представлен небольшой ассортимент блюд, то работодатель может набирать людей и без опыта работы; а вот в ресторанах, где от официанта требуется знание сервировки стола и правил подачи блюд, предпочтение отдают уже кандидатам, имеющим опыт работы в сфере обслуживания.

Еще один нюанс, который учитывается при трудоустройстве, — это умение работы с расчетно-кассовой техникой. В заведении может быть предусмотрен порядок расчета с клиентом, согласно которому именно официант несет ответственность за выписку счета, проверку его оплаты и фиксацию расчета при помощи кассового аппарата. В ресторанах чаще всего именно так и бывает, но вот в столовых при санаториях, например, расчет с клиентом не производится, поэтому официанту эти знания будут ни к чему.

Должностная инструкция официанта

Кроме этого от официанта требуется хорошая память (ведь в его задачи входит помощь посетителям в выборе блюд), умение общаться с клиентами, гасить конфликты и вовремя давать консультации. В заведениях, где часто обслуживаются иностранцы, на работу предпочитают принимать официантов со знанием иностранного языка в объеме, необходимом для общения с клиентами.

Примерная структура должностной инструкции официанта

Составляя должностную инструкцию официанта, можно придерживаться приведенной ниже структуры, в которую включены следующие разделы:

  1. Общие положения
    Это раздел обычно включает в себя общую информацию:
    • название должности (официант);
    • порядок подчиненности, а также указания по поводу того, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении;
    • категория должности (технический исполнитель);
    • квалификационные требования, среди которых могут быть требования к опыту работы и необходимость окончания курсов официантов, также здесь размещают описание навыков, которыми должен обладать сотрудник;
    • перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.
  2. Права
    Официант в ходе выполнения своих обязанностей может использовать определенный объем прав. Чаще всего официанта наделяют следующими правами:
    • требовать от руководства обеспечить сотрудника формой;
    • при возникновении конфликтов с клиентами принимать решения для их урегулирования в рамках своей компетенции (при условии, что такие решения не будут противоречить политике заведения);
    • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
    • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении должностных обязанностей;
    • требовать от сотрудников, непосредственно отвечающих за приготовление заказов (барменов, поваров), делать это своевременно.
  3. Должностные обязанности
    Работодателю стоит особое внимание уделить именно этому разделу должностной инструкции официанта, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов относительно того, чем должен заниматься официант в свое рабочее время. Так, сюда могут быть включены обязанности:
    • сервировать столы;
    • следить за чистотой столиков, своевременно их убирать;
    • помогать посетителям в выборе блюд и напитков к ним;
    • информировать посетителей о составе блюд, способе и длительности их приготовления;
    • передавать заказы поварам и барменам для исполнения;
    • подавать блюда;
    • формировать счет по заказу и представлять его посетителям;
    • производить расчет по заказу.
  4. Ответственность
    Здесь указаны те виды ответственности, которые могут быть применены к официанту. Например, сотрудника могут привлечь:
    • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
    • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
    • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

Сама же процедура привлечения к ответственности должна соответствовать законодательству и может быть инициирована лишь уполномоченным на то органом.

Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что должностная инструкция официанта составляется с учетом конкретных условий работы, которые будут предоставлены сотруднику. Не следует пытаться просто прописать в ней максимальный объем обязанностей. Так, если работодатель готов принять на работу только специалиста со стажем, то это стоит отметить в требованиях, указанных в должностной инструкции. Если же предполагается, например, работа с кассовым аппаратом и работодатель готов официанта этому обучить, то в квалификационных требованиях к должности о работе с кассой упоминать не нужно, а вот в разделе должностных обязанностей упомянуть необходимо.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал