Должностная инструкция начальника отдела маркетинга

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Должностная инструкция начальника отдела маркетинга — документ, в котором описываются права, обязанности и ответственность этого сотрудника. Попробуем разобраться, что собой представляет такая инструкция, как она составляется и принимается. 

Кто такой начальник отдела маркетинга?

Прежде чем говорить о правах и обязанностях начальника отдела маркетинга, нужно сначала объяснить, чем занимается человек этой профессии. Отдел маркетинга — это подразделение компании, которое занимается анализом рынка, а также продвижением на нем продукции, выпускаемой предприятием. Начальник отдела маркетинга — это тот человек, который руководит этим подразделением.

Как и для любого другого сотрудника, для него может быть составлена должностная инструкция — документ, описывающий его место в служебной иерархии компании, обязанности и права, которыми он наделен в силу занимаемой должности.

Должностная инструкция начальника отдела маркетинга

Структура и содержание должностной инструкции начальника маркетингового отдела

Нормативных актов, регулирующих правила составления должностных инструкций, практически нет. В частности, квалификационный справочник должностей (КСД), утвержденный в 1998 году Минтруда РФ, содержит описание должности начальника маркетингового отдела, однако этот документ носит лишь рекомендательный характер. То же самое можно сказать и о ГОСТах, касающихся делопроизводства: их применение оправдано, но несоответствие должностной инструкции этим документам не делает ее недействительной.

Несмотря на это, на практике давно уже выработался определенный стандарт подготовки должностных инструкций, согласно которому она обычно состоит из разделов, описывающих:

  • общие положения, касающиеся описания должности и места сотрудника в структуре предприятия (сюда же обычно входят и квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику, назначаемому на эту должность);
  • обязанности, возлагаемые на сотрудника;
  • права, которыми он наделен;
  • ответственность, которую он несет.

Далее рассмотрим каждый из разделов должностной инструкции начальника отдела маркетинга подробно.

Общие положения

В этом разделе описывается, какое место занимает и кому подчиняется начальник отдела маркетинга. Возможны следующие варианты:

  1. Начальник отдела подчинен непосредственно генеральному директору (такая подчиненность обычно практикуется в сравнительно небольших компаниях).
  2. Начальник отдела подчинен одному из заместителей директора (обычно — заместителю по коммерческим вопросам, также именуемому коммерческим директором).

Ориентировочные требования к квалификации начальника отдела маркетинга описываются в КСД: высшее экономическое (хотя допустимо и инженерно-экономическое) образование и опыт работы в области маркетинга не менее 5 лет. Однако на конкретном предприятии эти требования при необходимости могут быть и снижены.

Должностные обязанности

Как правило, на начальника маркетингового отдела его руководством возлагаются обязанности:

  1. Разработка политики предприятия в области маркетинга.
  2. Руководство маркетинговыми исследованиями, проводимыми отделом. Исследования призваны определить, какие конкретно факторы влияют на спрос, ситуацию на рынке аналогичных товаров или услуг, соотношение потребительских качеств продукции фирмы и ее непосредственных конкурентов.
  3. Разработка планов по производству и реализации продукции (вместе с другими отделами предприятиями).
  4. Организация сбора и анализа всей коммерческой информации, касающейся деятельности фирмы, а также руководство поиском новых рынков.
  5. Организация изучения мнения потребителей с последующим информированием руководства компании и ее структурных подразделений о полученных результатах.
  6. Контроль за процессом устранения недостатков продукции или услуг, выявленных при работе с потребителями.
  7. Руководство деятельностью специалистов по рекламе и планирование рекламных кампаний (если на маркетинговый отдел возложена рекламная работа).
  8. Контроль за обеспечением дилерской службы необходимыми методическими материалами и информацией.
  9. Разработка совместно с руководством других отделов рекомендаций по изменению характеристик продукции и ее ассортимента, имеющих целью повышение привлекательности продукции для потребителей и расширение рынка сбыта.
  10. Руководство работой сервисных центров (при их наличии), контроль за гарантийным обслуживанием, планирование производства запчастей к продукции.
  11. Осуществление совместно с транспортным или логистическим отделом контроля за хранением продукции и сохранением ее качества при хранении и транспортировке.
  12. Наконец, непосредственное руководство сотрудниками отдела маркетинга.

Права

Будучи одним из руководящих работников предприятия, начальник отдела наделен следующими правами:

  1. Давать подчиненным указания и контролировать результат их выполнения.
  2. Запрашивать и получать любые материалы и информацию, необходимые для осуществления обязанностей как самого начальника, так и сотрудников его отдела.
  3. Обращаться в посторонние организации, вступать в деловую переписку с ними, представлять интересы своего предприятия при решении вопросов, касающихся маркетинга.
  4. Обращаться к руководству компании с предложениями, касающимися улучшения работы.

Ответственность

Как и любой другой работник, начальник маркетингового отдела несет следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную — за соблюдение внутренних актов предприятия и выполнение распоряжений руководства;
  • гражданско-правовую — за ущерб, причиненный имуществу компании и его работников;
  • административную и уголовную — в установленных законом случаях.

Дополнительные условия

В некоторых случаях инструкция начальника маркетингового отдела может содержать и раздел о дополнительных условиях, касающихся условий работы этого сотрудника. Здесь может описываться, в каких случаях он имеет право подписи документов, может пользоваться служебным транспортом и т. п. — в общем, моменты, которые не вошли в предыдущие разделы, но непременно требуют уточнения.

Как разрабатывается и применяется должностная инструкция начальника маркетингового отдела?

Для того чтобы инструкция вступила в силу, она должна быть надлежащим образом разработана и утверждена. Обычно порядок разработки и утверждения следующий:

  1. Руководитель предприятия издает распоряжение о разработке документа.
  2. Назначенные сотрудники разрабатывают проект инструкции и согласовывают его содержание с руководством кадровой и юридической служб.
  3. Подготовленный проект утверждается руководителем фирмы.

После утверждения инструкции сотрудник знакомится под подпись с ее содержанием и при желании получает копию для себя. Оригинал хранится в кадровой службе.

Внимание! Параллельно с должностной инструкцией для начальника маркетингового отдела может приниматься также положение о маркетинговом отделе предприятия, касающееся уже не конкретного сотрудника, а всех работников, занятых в отделе. При этом важно не забывать, что содержание инструкции и положения об отделе не должны находиться в противоречии друг с другом.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал