Должностная инструкция маркетолога

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Должностная инструкция маркетолога является одним из кадровых документов, разрабатываемых организациями для своих сотрудников. Из статьи далее вы узнаете, как составляется инструкция для сотрудников, занимающих данную должность, и какие разделы она включает. 

Маркетинг и должностная инструкция маркетолога на предприятии

Слово «маркетинг» вошло в нашу жизнь сравнительно недавно и его смысл в большей степени связан с рынком, хотя данное понятие все же заметно шире. Ведь маркетинг напрямую связан не только с организацией торговли, но и с предпродажной подготовкой продукции и мероприятиями, направленными на успешную ее реализацию. Если на предприятии ведется активная маркетинговая политика, направленная на рыночное продвижение собственных товаров и услуг, то на нем создается целый маркетинговый отдел. При этом одна часть его сотрудников занимается аналитикой, другая — обеспечивает эффективную рекламу.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что маркетологу на предприятиях (в организациях, компаниях) отводится роль исследователя рынка по всем направлениям. В частности, ему предстоит:

Должностная инструкция маркетолога
  • напрямую работать с уже имеющейся клиентурой;
  • постоянно расширять клиентскую базу;
  • прилагать максимальные усилия к увеличению получаемой компанией прибыли.

Таким образом, должностная инструкция маркетолога должна разрабатываться с учетом производственной деятельности компании и ее специфики. Если же речь идет об инструкции для конкретного соискателя этой должности, то она может составляться и с учетом его квалификационных и деловых качеств, уровня его образования и профессиональной подготовки. В общем случае на данную должность могут претендовать лица с высшим экономическим либо иным аналогичным образованием. Назначение на нее оформляется приказом гендиректора, таким же образом производится и освобождение от должности.

Состоит должностная инструкция маркетолога из нескольких частей, в которых детально отражаются возлагаемые на него обязанности, определяется сфера его ответственности и права, а также излагается иная необходимая информация, непосредственно связанная с работой этого специалиста.

Содержание должностной инструкции маркетолога

инструкция маркетолога на предприятии
Скачать форму должностной инструкции

Оформление должностной инструкции начинается с указания в верхней левой части документа наименования компании и ее организационно-правовой формы. Здесь же, но уже в правом углу, указываются ФИО руководителя или иного уполномоченного лица, наделенного правом утверждать локальные акты и документы, а также проставляются его личная подпись и дата. Инструкция согласовывается и подписывается руководителем структурного подразделения, в котором будет работать маркетолог (как правило, это отдел продаж), а также специалистом юридического отдела.

Общепринятая структура должностной инструкции для маркетолога включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права специалиста.
  4. Ответственность.
  5. Условия работы.

Первый раздел инструкции рассказывает о требованиях, предъявляемых к данной категории специалистов. Как правило, они касаются:

  • необходимого уровня образования;
  • стажа работы в сфере маркетинга (обычно он должен быть не менее года);
  • наличия коммуникационных и аналитических способностей у претендента на должность;
  • профессиональных навыков и знаний в сфере рыночных законов, экономики, рекламы, взаимодействия со СМИ и т. п.;
  • продукции, товаров и услуг, предлагаемых компанией к реализации, знания их качественных характеристик, технологии производства, потребительских свойств и пр.;
  • служебной иерархии, сложившейся в компании;
  • возможности замещения маркетолога на период его отсутствия по тем или иным причинам.

Раздел 2 инструкции отражает обязанности, возлагаемые на такого специалиста. Например, к ним могут быть отнесены:

  • проведение маркетинговых исследований по вопросам ценообразования, покупательского спроса и предложения в отношении определенных видов продукции и т. д.;
  • анализ динамики рынка;
  • формирование потребительского спроса, поиск новых рынков сбыта;
  • разработка стратегии и организация рекламных компаний;
  • подготовка предложений по созданию фирменного стиля компании и т. п.

В разделе 3 оговариваются права маркетолога, к таковым можно отнести, например, право на запрос всей необходимых для работы информации и документации у других специалистов организации. Также он вправе в пределах своей компетенции взаимодействовать со сторонними организациями при решении вопросов, направленных на успешное продвижение предлагаемых предприятием товаров и услуг.

Разделом 4 закрепляется ответственность маркетолога в рамках действующего российского законодательства, например:

  • за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, отраженных в инструкции;
  • разглашение тайны, являющейся коммерческой;
  • неисполнение распоряжений/приказов работодателя или непосредственного руководителя;
  • нанесение ущерба материального характера или вреда деловой репутации компании.

В пятом разделе оговариваются условия работы согласно действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка. Здесь же указывается возможность направления специалиста в служебные командировки, если таковые предусмотрены коллективным договором либо иными локальными актами.

Разработка и применение должностной инструкции

Обязанность по разработке документа возлагается обычно на сотрудников кадровых и юридических служб предприятий/организаций. Основным требованием является строгое соответствие законодательству РФ.

По мере необходимости в должностную инструкцию могут вноситься дополнения/изменения. При этом важно помнить, что внесение любых изменений/дополнений в инструкцию делается юридической либо кадровой службой лишь с одобрения работодателя.

Со своей должностной инструкцией претендент на должность маркетолога должен быть ознакомлен еще до момента заключения с ним трудового договора. В своей дальнейшей деятельности маркетологу надлежит руководствоваться в основном именно положениями данного документа.

Согласие соискателя с положениями инструкции удостоверяется его личной подписью на последней странице документа, при этом один экземпляр отдается сотруднику на руки. Если же подтверждающая подпись на ней отсутствует, работодателю будет практически невозможно привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.

Работодателям также важно помнить, что при проверках предприятий/организаций трудовой инспекцией должностные инструкции проверяются уполномоченным лицами этого контролирующего органа одними из первых. В случае непредставления документации такого рода на руководителя могут быть наложены штрафные санкции по ст. 5 КоАП РФ.

С образцом должностной инструкции маркетолога можно ознакомиться на нашем сайте.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал