Договор международной перевозки - образец

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Договор международной перевозки имеет особенности, которые заключаются в специфическом правовом регулировании, основаниях и пределах ответственности и др. Об основных моментах, касающихся соглашений такого рода, мы и расскажем в нашей статье. 

Договор международной транспортировки и его особенности

Общего понятия договора международной перевозки, несмотря на многообразие международно-правовых источников, не существует. Практически невозможно его вывести и из существующих определений.

К примеру:

  1. В ст. 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31.03.1978, сказано, что договором о морском перемещении признается любое соглашение, по которому исполнитель за плату по морю доставляет груз из одного порта в другой.
  2. По ст. 1 конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа, заключенной в г. Афины 13.12.1974, такой сделкой является заключенный представителем перевозчика или им самим договор перевозки пассажира (либо пассажира и багажа).

Как видно, приведенные определения не отражают ни содержания, ни специфики международной транспортировки, а также относятся к отдельным подвидам перевозок.

Для отграничения договора международной перевозки от соглашения внутригосударственной транспортировки и иных соглашений можно использовать присущие ему черты:

  1. Регулирование в первую очередь международными источниками.
  2. Предмет сделки, которым является оказание услуги по перемещению объекта с помощью транспортных средств.
  3. Наличие иностранного элемента, который может быть выражен в субъектном составе (перевозчик и его контрагент являются гражданами разных стран) и/или маршруте следования (транспортировка осуществляется с пересечением государственной границы).
  4. Расширенный документооборот. Предусматривается оформление административным государственным органом актов пограничного, санитарного и иного контроля (например, разрешения на въезд гражданина в иностранное государство).
  5. Соблюдение правовых норм, регулирующих сделку, обеспечивается не силой государственного принуждения, а международно-правовыми гарантиями и т. д.

Правовое регулирование международных перевозок

В ст. 15 Конституции России закреплен принцип приоритета международного нормативного регулирования над национальным, поэтому гл. 40 ГК «Перевозка», многочисленные специальные законы о перевозках отдельными видами транспорта и принятые в их дополнение подзаконные акты применяются в части, не урегулированной ратифицированными РФ конвенциями и подписанными договорами, среди которых:

  • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенная в Варшаве 12.10.1929 (Варшавская конвенция);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенная в Женеве 19.05.1956;
  • Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года, заключенная в Афинах 13.12.1974 (Афинская конвенция);
  • Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 09.05.1980 (в соответствии с законом «О присоединении РФ к КОТИФ» от 17.07.2009 № 152-ФЗ, Россия присоединилась к документу несколькими замечаниями и заявлением).

О перемещении грузов и иных объектов за границу

По договору международной перевозки транспортировка осуществляется на основании 2 видов документов, применение которых зависит от вида транспорта:

Вид транспорта

Транспортный документ, подтверждающий заключение сделки

Объект перевозки

Морской

Речной

Др. водный

Коносамент

Пассажиры

Багаж

Груз

Воздушный, железнодорожный, автомобильный и пр.

Накладная

Перемещение грузов может осуществляться по чартеру или договору международной перевозки грузов. Чартер предполагает предоставление отправителю места в транспорте, на которое помещается груз, что сближает его со сделками арендного образца. Международное регулирование не затронуло этот вид перевозок, поэтому в отношениях, одной из сторон которых является физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в РФ, либо связанных с пересечением российской границы, следует ориентироваться на национальные нормы.

Для морских перевозок это Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81-ФЗ. Морской чартер зачастую оформляется с помощью форм утвержденного образца, значительная часть которых была введена Балтийским и международным морским советом.

Договор международной перевозки грузов — это соглашение грузоотправителя или грузополучателя с перевозчиком о доставке груза в место назначения за установленную плату. Он оформляется накладной.

Транспортировка пассажиров и багажа за границу осуществляется по правилам, схожим с обычной перевозкой: пассажир приобретает за плату билет и багажную квитанцию, а исполнитель обеспечивает его доставку. Билет может быть именным, предъявительским или коллективным. При этом у соглашения такого рода есть особенности. В частности, иностранный элемент предполагает возникновение дополнительных юридических последствий, поэтому процедура усложнена (к примеру, пассажиру может потребоваться предварительно оформить загранпаспорт или визу).

Ответственность по договору международной перевозки

Вопросам ответственности сторон договора международной перевозки посвящена значительная часть международных актов в этой области. К примеру, по Афинской конвенции морской перевозчик отвечает:

  • за виновное или допущенное из-за небрежности убийство или причинение физического вреда пассажиру;
  • утрату и повреждение багажа.

ВНИМАНИЕ! Ответственность выражается в налагаемом денежном взыскании, пределы которого ограничены.

По Варшавской конвенции воздушный перевозчик отвечает:

  • за причинение телу пассажира вреда при посадке, полете или высадке;
  • потерю, уничтожение или повреждение прошедшего регистрацию багажа;
  • причинение вреда, наступившее из-за опоздания багажа или пассажира.

Порядок привлечения сторон к ответственности обычен для перевозок: обязательно соблюдение претензионного порядка, после применения которого допустимо обращение в суд.

Таким образом, несмотря на отсутствие единого определения, договор международной перевозкисуществует и пользуется популярностью. По нему, как и при обычной доставке, перевозчик за плату предоставляет контрагенту часть объема транспорта или перемещает некий объект в пункт назначения. Отличием сделки является присутствие в ней иностранного элемента, из-за чего усложнена процедура перевозки. Правовое регулированиедоговоравыходит за пределы одной страны и устанавливается соглашением групп государств. Образец договора международной перевозки можно скачать на нашем сайте.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал