План счетов бухгалтерского учета

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
План счетов бухгалтерского учета - основополагающий документ, используемый бухгалтерами всех российских фирм. Рассмотрим, в чем его значимость, и ознакомимся со списками счетов, которые могут быть востребованы на практике.

Что представляют собой полный и рабочий планы бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета в 2018 году — это утвержденный законом перечень счетов для записи бухгалтерских проводок. Российские предприятия используют план счетов, введенный в оборот приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

На основе полного плана счетов, утвержденного Минфином, предприятие формирует внутрикорпоративный рабочий план счетов бухгалтерского учета для отражения тех операций, которые характерны для производственного цикла предприятия.

Счета, утвержденные в полном плане (и выбираемые для рабочих планов предприятий), можно классифицировать на 2 типа:

  1. Синтетические счета.

Их перечень строго зафиксирован приказом № 94н. В целях учета операций, соответствующих приведенным в приказе синтетическим счетам, использовать какие-либо другие счета в общем случае не допускается. Это возможно только при согласовании применения альтернативных счетов с Минфином.

  1. Субсчета (аналитические счета).

Субсчет обязательно входит в состав какого-либо синтетического счета и применяется для необходимой детализации хозяйственной операции.

Пример синтетического счета — 50 «Денежные средства». Он может иметь субсчета:

  • 1 (основная касса);
  • 2 (операционная касса);
  • 3 (касса для операций с денежными документами, например векселями, облигациями).

Утвержденный приказом № 94н план счетов бухгалтерского учета 2018 года - с субсчетами. При этом предприятие может использовать как те субсчета, что предложены Минфином, так и свои собственные.

Бухгалтерские счета при упрощенном учете: нюансы

Полный план учета (рабочий план на его основе) обязаны применять все те хозяйствующие субъекты, которые должны вести бухучет и при этом не имеют права применять упрощенный учет (и отчетность).

В свою очередь, такое право установлено:

  • для малых предприятий;
  • некоммерческих организаций;
  • стартапов в «Сколково».

При этом предприятие не должно относиться к хозяйствующим субъектам, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Некоторые фирмы имеют привилегию: вместо плана счетов по приказу № 94н, в котором присутствуют десятки синтетических и аналитических счетов, они вправе задействовать более простые по структуре планы. Если речь идет о малом предприятии, то оно может применить план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

В отличие от большого плана счетов бухгалтерского учета, тот, что предложен Минфином в приказе № 64н, содержит чуть более 20 ключевых синтетических счетов — по самым распространенным хозяйственным операциям. Применение аналитических счетов не предполагается. Указанный упрощенный план можно использовать в качестве рабочего без изменений.

Отражение операций с активами и пассивами в учете на малом предприятии может быть осуществлено с помощью упрощенных регистров (ведомостей), которые также предложены Минфином в приказе № 64н.

Рассмотрим теперь ряд нюансов, характеризующих применение бухгалтерских счетов на практике. Условимся, что мы применяем полный план счетов — по приказу № 94н.

Практика применения счетов бухучета: классификация операций

Счета по плану, утвержденному Минфином, могут быть применены в целях регистрации операций:

  1. С активами хозяйствующего субъекта.

Актив — это некое имущество или ресурс, с помощью которого фирма может получать доход. Примеры активов:

  • денежные средства (счет 50 по плану);
  • материалы (счет 10);
  • нематериальные активы (счет 04).
  1. Пассивами.

Под пассивом следует понимать некий ресурс, за счет которого фирма образует активы.

Например, денежные средства на предприятии могут появиться за счет следующих пассивов:

  • займов (счета 66, 67);
  • эмиссии акций, облигаций (счет 80);
  • безвозмездных поступлений (счет 98).
  1. Отражающих финансовый результат.

В целях регистрации таких операций применяется особая категория счетов — активно-пассивные с отражением финансовых результатов. Один из основных таких счетов — 90. На нем может быть отражен финансовый результат:

  • убыток (вследствие превышения расходов — по субсчету 90.2, над выручкой — по субсчету 90.1);
  • прибыль (наоборот, когда выручки больше).
  1. Отражающих состояние расчетов с внешними хозяйствующими субъектами (контрагентами, ФНС — по налогам).

Здесь также применяется особый тип счетов — активно-пассивные «долговые». Пример такого счета — 62. Если по нему проводится дебетовая операция, то это, в частности, может означать, что у контрагента появилась задолженность перед фирмой. Если проводится кредитовая операция, то, наоборот, у фирмы появился долг перед внешним субъектом.

Но что это такое — дебетовые и кредитовые операции?

Практика применения счетов учета: дебет и кредит

Дебет и кредит образуют бухгалтерскую проводку — запись, регистрирующую ту или иную хозяйственную операцию в регистрах бухучета.

Дебет — параметр счета бухгалтерского учета, который отражает:

  • если счет активный, увеличение актива (например, приток денежных средств);
  • если счет пассивный, уменьшение источника активов (например, уменьшение задолженности по кредиту);
  • если счет активно-пассивный «долговой», увеличение долга контрагента перед фирмой (либо погашение долга фирмы перед контрагентом).

Если счет активно-пассивный «с финансовым результатом», то смотрится, какой используется субсчет — активный или пассивный (и, исходя из этого, по его дебету фиксируется соответственно увеличение актива или уменьшение пассива).

Кредит — параметр счета бухгалтерского учета, который отражает:

  • если счет активный, уменьшение актива;
  • если счет пассивный, увеличение источника активов;
  • если счет активно-пассивный «долговой», увеличение долга фирмы перед контрагентом (либо погашение контрагентом долга перед фирмой).

Более подробно ознакомиться с сущностью дебетовых и кредитовых проводок и спецификой их применения на практике вы можете в статье «Правила составления проводок в бухгалтерском учете».

Теперь вашему вниманию — некоторые полезные файлы. Если вам требуется скачать план счетов бухгалтерского учета, то следующий раздел вам особенно пригодится.

Где можно скачать таблицу счетов по плану (с пояснениями и субсчетами)

Итак, коммерческая организация может оперировать:

  1. Полным планом счетов, утвержденным приказом № 94н.

На его основе фирма должна разработать внутренний, рабочий план (и утвердить его в учетной политике). Счета, которые содержатся в плане, должны позволять формировать все необходимые для отражения хозяйственных операций в рамках производственного цикла проводки.

Скачать план счетов бухгалтерского учета 2018 года тот, что именуется полным, вы можете по ссылке.

  1. Упрощенным планом счетов (применим для малого предприятия), который предложен в приказе № 64н.

Его можно использовать в качестве готового рабочего плана. В файле приведена готовая таблица плана счетов бухгалтерского учета 2018 года. Она содержит счета, которых достаточно для проведения большинства типовых проводок на небольшом предприятии.

Скачать упрощенный унифицированный план счетов бухгалтерского учета - 2018 с пояснениями вы можете по ссылке.

***

Основной план счетов бухучета утвержден приказом Минфина России № 94н. На его основе составляется внутренний рабочий план фирмы. Упрощенный (и одновременно готовый рабочий), который вправе применять малые предприятия, — приказом Минфина России № 64н. Оба документа содержат счета для формирования бухгалтерских проводок по ключевым хозяйственным операциям.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал