Как работает электронный больничный в 2020-2021 годах

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Электронный больничный лист в 2020 как работает? Этот вопрос интересует и работников, и работодателей по причине радикальных новшеств в оформлении документации, подтверждающей факт временной нетрудоспособности работающих. Основные вопросы, касающиеся электронных больничных листов, рассмотрим в нашей статье. 

Электронные больничные листы

В первой половине 2017 года законом «О внесении изменений…» от 01.05.2017 № 86-ФЗ были скорректированы ст. 13 закона «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ и ст. 59 и 78 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 13 закона № 255-ФЗ, оплата временной нетрудоспособности осуществляется на основании больничного листа, который сотрудник должен сдать работодателю.

Форма рассматриваемого документа в бумажном виде установлена приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н, а порядок выдачи листков нетрудоспособности — приказом Минздрава от 01.09.2020 № 925н. Бланки листков нетрудоспособности при этом являются документацией строгой отчетности. С 1 июля 2017 года, согласно скорректированным нормам, повсеместно начали действовать также электронные листки нетрудоспособности. Суть новшества в том, что по письменному согласию пациента и при наличии у работодателя пациента подключения к информационной системе ФСС вместо больничного на бумажном носителе формируется листок нетрудоспособности в электронном виде.

ВАЖНО! В 2020 году получение больничного в электронном виде не является обязательным. Более того, пока даже временных рамок для перехода к электронному документообороту в сфере назначения и выплаты пособий по нетрудоспособности не установлено.

Функции работодателя при операциях с электронным больничным

Первоочередными действиями работодателя в области электронного оборота листков нетрудоспособности должны стать мероприятия по подключению к информационной системе ФСС.

Для участия в процедуре электронного документооборота работодателю необходимо зарегистрироваться в личном кабинете по адресу: http://cabinets.fss.ru/. Это сделает доступными следующие функции:

  • получение информации о новых электронных листках нетрудоспособности (далее — ЭЛН) и их реквизитов;
  • вывод ЭЛН на печать;
  • заполнение ЭЛН в соответствующей части;
  • выгрузка больничных листов в формате xml, в том числе для последующей отправки в ФСС сформированных реестров листков нетрудоспособности;
  • последующий просмотр поданных в ФСС реестров больничных;
  • просмотр пособий, уплаченных фондом соцстрахования в порядке прямых выплат;
  • создание реестра обращений в ФСС с возможностью поиска по реквизитам обращения;
  • возможность записи на личную консультацию со специалистами ФСС.

Также электронные больничные можно передать через программу АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», скачав ее с сайта ФСС или через специальные программы для бухгалтера, если там предусмотрена такая функция. Правила информационного взаимодействия в целях формирования электронного больничного закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567.

Как передать электронный больничный в ФСС

Прежний механизм передачи листков нетрудоспособности в отделение фонда предполагал непосредственное участие работодателя в этом процессе. То есть медучреждение выдавало документ, подтверждающий нетрудоспособность, на руки гражданину, гражданин, в свою очередь, должен был передать документ работодателю, который и осуществлял передачу больничных в ФСС. Нововведения призваны минимизировать количество участников этой цепочке, дабы сократить возможные случайности, препятствующие передаче документации в ФСС и выплате пособия по болезни гражданину.

Непосредственного участия в передаче ЭЛН организация-работодатель не принимает. Однако на работодателей ложится не менее ответственная миссия — заполнение своей части больничного. При этом нивелируется вероятность ошибок в заполнении данных о предприятии-работодателе, которые зачастую встречаются при оформлении бумажных листков нетрудоспособности в медорганизации.

Механизм проведения выплат по электронным больничным

Полная цепочка оформления листков нетрудоспособности в электронном виде — от момента оформления заболевания гражданина в медучреждение до перечисления выплат — выглядит следующим образом:

  1. Пациент — работающий гражданин дает письменное согласие на формирование больничного листа в электронном виде. Непременным сопутствующим условием оформления ЭЛН является соглашение об информационном взаимодействии, заключенное между ФСС, медучреждением и работодателем. Проще говоря, медучреждение и работодатель должны иметь доступ к общей информационной системе, используемой для электронного документооборота листков нетрудоспособности.
  2. Поликлиника (больница), сформировав ЭЛН, подписывает его усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, передает его в ФСС и сообщает пациенту номер документа.
  3. Сотрудник передает номер больничного в свою организацию.
  4. Работодатель через личный кабинет на сайте ФСС или же через программу «1С:Медицина» завершает оформление ЭЛН, заполняя свою часть. Через 1С можно получить также автоматический расчет выплаты работнику по нетрудоспособности. Использование этой системы в данном случае удобно еще и потому, что все данные на членов трудового коллектива (средний заработок, стаж и т. д.) хранятся в базе данных и не требуют для расчета пособия дополнительного введения или подсчетов.
  5. Организация-работодатель выплачивает сотруднику пособие за время болезни и направляет информацию о выплаченной сумме в фонд соцстрахования.
  6. ФСС возмещает работодателю затраты.

С 2021 года все регионы станут участниками «пилотного» проекта ФСС «Прямые выплаты». В этом случае выплата пособия осуществляется соцстрахом напрямую работнику.

Как рассчитать больничный в 2020-2021 годах, мы писали в статье.

Преимущества электронных больничных листов

В качестве преимуществ ЭЛН перед их бумажными предшественниками законодатель выделяет следующие моменты:

  1. Значительное упрощение процедуры взаимодействия при передаче медучреждением документации по больничному листу пациенту. Это экономия времени, так как номер ЭЛН пациенту может сообщить лечащий врач, т. е. нет необходимости ожидать отдельного специалиста, занимающегося выдачей больничных. Немаловажно и то, что исчезает риск утери, существующий при выдаче документа о нетрудоспособности в бумажной форме.
  2. Упрощение обработки и хранения информации о периодах нетрудоспособности членов трудового коллектива.
  3. Большая вероятность снижения злоупотреблений в сфере выдачи листков нетрудоспособности и подделки больничных.
  4. Единая информационная база, содержащая все необходимые данные о пациентах, работодателях и медучреждениях.
  5. Дополнительная проверка расчетов суммы больничной выплаты через электронный ресурс.
  6. Возможность отслеживания органами соцстрахования сроков выплаты пособий по нетрудоспособности работодателями.

***

Всероссийское введение электронных листков нетрудоспособности заявлено с 1 июля 2017 года. Однако система требует практической отработки, поэтому даже в 2021 году применение электронного больничного не будет обязательной процедурой. Вместе с тем очевидно, что постепенно процедура электронного документооборота листков нетрудоспособности способна полностью заменить используемый ранее (т. е. в бумажной форме).

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Больничный лист».

Источники:
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал