Что такое казенное учреждение и как оно функционирует?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Для решения многочисленных социальных задач, оказания услуг, выполнения работ органы государственной власти создают различные виды учреждений. Это некоммерческие организации НКО), учредителем которых является госорган с соответствующими полномочиями. Разбираемся в особенностях работы казенного учреждения, что это такое и как функционирует.

Что такое казенное учреждение

Определение казенного учреждения приводится в статье 6 БК РФ. Это государственная/муниципальная организация, которая оказывает различные услуги, выполняет работы и/или функции в рамках законодательно предусмотренных полномочий. Деятельность таких ведомств финансово обеспечивается за счет бюджетных средств соответствующего уровня в соответствии со сметой. Казенные учреждения бывают федеральные, региональные (субъекта РФ) или муниципальные.

Такие организации вправе вести один или несколько видов деятельности для достижения целей, ради которых были созданы. Перечень приводится в учредительных документах НКО (пункт 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996). На законодательном уровне могут быть установлены ограничения для учреждений отдельных типов. К примеру, региональные и муниципальные казенные организации не вправе участвовать в территориальной программе ОМС. Кроме того, казенным учреждениям запрещено заниматься предоставлением займов, операциями с ценными бумагами. Также они не могут участвовать как вкладчики в товариществах на вере и являться участниками или учредителями юрлиц.

Как создаются казенные учреждения

Только учредитель казенного учреждения вправе принимать решение о создании такой НКО или ее ликвидации. В зависимости от уровня учредителем считается РФ по отношению к федеральным казенным учреждениям, субъект РФ – для региональных казенных учреждений, МО (муниципальное образование) – для муниципальных казенных учреждений. В лице уполномоченного органа учредитель принимает решение в порядке, утвержденном Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти региона РФ, местной администрацией муниципалитета.

К примеру, решение о создании, а также ликвидации, изменении типа, реорганизации казенного учреждения федерального уровня принимается Правительством РФ согласно Порядку, утвержденному в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 539. Так, этим НПА устанавливается, что такое решение должно приниматься в форме распоряжения. В документе нужно определить название НКО, основные цели работы, орган, который будет являться учредителем, и прочие сведения (пункты 3, 4 обозначенного Порядка).

Обратите внимание! Аналогичные нормативно-правовые акты, в которых прописывается порядок создания, ликвидации казенной организации соответствующего уровня, должны действовать в регионах РФ, муниципалитетах, органах публичной власти федеральной территории.

В чем особенности казенного учреждения

Особенности таких учреждений в том, что они являются НКО. Подобные организации создаются в следующих целях (статья 6 БК РФ):

  • для оказания государственных и/или муниципальных услуг, выполнения работ – примерами казенного учреждения считаются в том числе служба занятости населения, МФЦ (многофункциональный центр), культурно-досуговый центр, архив, психиатрическая больница;
  • для исполнения государственных/муниципальных функций – это в первую очередь управленческие функции, включая надзор, контроль и пр. Примерами выступают проектирование, а также строительство объектов, которыми занимается государственное казенное учреждение. Или это управленческие функции органов местного самоуправления, которые также считаются казенными муниципальными учреждениями, в тои числе это местная администрация, созданная для решения вопросов местного уровня.

Еще одна особенность федеральных казенных учреждений в том, что их учредителем, а также владельцем имущества может быть только РФ. Исходя из этого, нужно отметить следующее:

  • по общим правилам учредителем является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • финансирование деятельности выполняется за счет федерального бюджета в соответствии с бюджетной сметой;
  • все полученные от платных услуг средства «идут» в федеральный бюджет;
  • госконтракты и другие виды договоров/соглашений, которые должны исполняться за счет федерального бюджета, заключаются и оплачиваются от имени РФ в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, при условии, что другие нормы не установлены БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств;
  • по общим правилам все операции с бюджетными средствами проводятся через лицевые счета, которые открыты в Федеральном казначействе;
  • по всем своим обязательствам НКО отвечает теми деньгами, которые ранее были получены по смете из соответствующего бюджета. При недостаточности средств субсидиарную ответственность в рамках бюджетных обязательств несет собственник имущества, то есть РФ в лице того органа, в ведении которого находится НКО;
  • казенной организации не могут предоставляться бюджетные кредиты и субсидии.

Как осуществляется управление казенным учреждением

У казенных организаций нет своего имущества, включая денежные средства, в собственности. Активы принадлежат НКО только на праве оперативного управления, а распоряжаться ими запрещено без согласия собственника, то есть РФ, региона или муниципалитета.

Также казенное учреждение не вправе самостоятельно заниматься бизнесом. Коммерческая деятельность возможна при условии, что она предусмотрена учредительными документами НКО. Доходы должны перечисляться в бюджет. Порядок управления организацией утверждается в уставе. По всем своим обязательствам казенная организация отвечает средствами, полученными из бюджета соответствующего уровня в соответствии со сметой. Если средств не хватает, ответственность за это ложится на собственника.

Таким образом, у казенного учреждения двойной правовой статус. Первый характеризует такое НКО как субъект гражданско-правовых отношений, второй накладывает определенные ограничения бюджетным законодательством. Исходя из этого, возникают вышеперечисленные особенности подобных организаций.

Вправе ли казенное учреждение заниматься бизнесом

Согласно пункту 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение вправе заниматься деятельностью, которая приносит прибыль, но только при условии, что такая возможность напрямую предусмотрена в его учредительном документе. Распоряжаться самостоятельно полученными от этой деятельности доходами НКО не вправе. Они подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня. Если обозначенного условия в уставе учреждения нет, заниматься бизнесом ему запрещено.

Решение о возможности оказания коммерческих услуг принимает учредитель учреждения. Он устанавливает, какие именно виды услуг может оказывать НКО, по какой стоимости, в каком порядке должна взиматься плата.

Нюансы учета в казенном учреждении

Финансирование казенных учреждений осуществляется из бюджета в пределах установленной сметы. Счета можно открывать не во всех банках, а только в казначействе. Полученные доходы от деятельности направляются в бюджет.

Казенные учреждения могут работать только на общем режиме налогообложения. Применять специальные системы они не вправе. Бухучет ведется в соответствии с единым планом счетов по Приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н, где предусмотрена бюджетная классификация. При составлении рабочего плана счетов нужно учитывать требования Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Страховые взносы платятся по общим ставкам. Такие НКО освобождены от уплаты госпошлины. Налоги на землю, транспорт и имущество также перечисляются по общим ставкам. На региональном и местном уровне могут устанавливаться отдельные льготы.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал