Как зарегистрировать торговую марку?

2408 0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Как зарегистрировать торговую марку, чтобы защитить собственный торговый бренд от посягательств конкурентов? Об этом, а также о том, как зарегистрировать торговые марки правильно и эффективно, расскажем подробно в нашей статье. 

Последовательность регистрации торговой марки

Шаг 1. Разработка торгового знака

Шаг 2. Проверка торговой марки на уникальность

Шаг 3. Определение класса товара или услуги

Шаг 4. Подготовка заявки и подача документов

Шаг 5. Проверка заявки и получение сертификата 

Последовательность регистрации торговой марки

Для того чтобы вы имели полное представление о том, как зарегистрировать торговые марки, разработанные или приобретенные вами, предлагаем вашему вниманию подробный алгоритм действий (он состоит из нескольких шагов).

Для регистрации товарного знака вам потребуется пройти следующие этапы:

  1. Разработать торговый знак.
  2. Проверить созданный знак на уникальность.
  3. В международном классификаторе товаров и услуг найти класс товаров или услуг, продвигаемых вашей компанией.
  4. Подготовить заявку на регистрацию и подать документы.
  5. После проверки и одобрения заявки получить сертификат.

Таково общее описание того, как получить правовую защиту для торговой марки. Однако неподготовленному человеку вряд ли будет достаточно данного объема информации, потому далее рассмотрим каждый шаг детально.

Шаг 1. Разработка торгового знака

Этот этап наиболее прост и большинством компаний давно уже пройден, в результате чего ими при продаже товаров (оказании услуг) активно используется собственный уникальный знак. Но в любом случае это первое, что нужно сделать тем, кто решил создать и зарегистрировать товарную марку.

Созданный знак может представлять собой только текст, какое-то графическое изображение, а может содержать и то и другое. С одной стороны, одновременное использование графического изображения и текста позволяет сделать бренд более узнаваемым и сложным для его имитации, но с другой — заметно осложняет и процесс его регистрации.

Шаг 2. Проверка торговой марки на уникальность

Допустим, первый шаг уже сделан, уникальный бренд создан. Но не стоит забывать, что в настоящее время создано и зарегистрировано огромное количество других марок и никто не застрахован от повторения существующих элементов в какой-либо части разрабатываемого знака — а это является реальным препятствием на пути к регистрации новой торговой марки.

Для того чтобы не попасть впросак, лучше изначально удостовериться в уникальности принимаемого к разработке знака. Сделать это можно в том числе и посредством онлайн-сервисов, так как информация о зарегистрированных торговых марках Роспатентом размещена в открытом доступе. При этом вы можете искать соответствия с базой вашего знака самостоятельно, а можете поручить столь ответственное дело профессионалам. Кстати, в большинстве фирм, предлагающих услуги такого рода, проверка торгового знака осуществляется бесплатно, и ее результаты предоставляются в день обращения. Разумеется, вам будут предложены и дополнительные услуги компании, которые уже вряд ли окажутся бесплатными, но их стоимость, как правило, невелика.

Шаг 3. Определение класса товара или услуги

Несмотря на кажущуюся простоту этого шага, точно определить класс продаваемого товара или оказываемых вашей компанией услуг, бывает довольно сложно. В международном классификаторе товаров/услуг достаточно сложная и запутанная система классификации, и один и тот же товар или услуга могут встречаться в различных классах и группах. Именно потому важно осуществлять поиск класса таким образом, чтобы выбранный вариант максимально полно и точно соответствовал характеристикам реализуемых товаров/услуг. Это важно еще и потому, что торговая марка после завершения процесса ее регистрации должна использоваться в неизменном виде.

В целях облегчения задачи поиска нужного класса Роспатент составил для рядовых граждан специальные методические рекомендации по работе с классификатором. Воспользовавшись ими, разобраться в данном вопросе будет значительно проще.

Шаг 4. Подготовка заявки и подача документов

К этому шагу нужно отнестись особенно внимательно. От того, насколько верно собран пакет документов и оформлена заявка в Роспатент, напрямую зависит, будет ваша марка зарегистрирована или же документы вернуться на доработку. Для регистрации вам потребуются:

  1. Заявление на регистрацию торгового бренда. Образец этого документа можно взять непосредственно в самом территориальном подразделении Роспатента, а можно воспользоваться образцом, размещенным на официальном сайте данного учреждения. В заявлении обязательно указывается лицо, продвигающее торговый бренд и затем регистрирующее его. Таким лицом может быть как гражданин (физ. лицо), так и любая фирма (юр. лицо).
  2. Документы, подтверждающие уплату госпошлины (прикладываются либо оригиналы, либо заверенные копии).
  3. Помимо этого представляется сам уникальный логотип компании (его изображение) с полным описанием и классами товаров или услуг, определенных при помощи классификатора.
  4. Также нужны документы, подтверждающие право гражданина или юридического лица на ведение предпринимательской деятельности. Например, если торговая марка регистрируется ИП (индивидуальным предпринимателем), то необходимо приложить копию свидетельства о регистрации лица в таком качестве. Если товарный знак регистрируется юридическим лицом, то к заявке прилагаются копия устава и документа, содержащего информацию по коду ОКПО компании. Копии должны быть заверены надлежащим образом.

Более никаких документов для регистрации не требуется. Подать их можно несколькими способами:

  • лично;
  • переслав по почте;
  • факсом (при условии представления позднее оригиналов документов);
  • через компанию-посредника;
  • посредством ТКС.

Входящий регистрационный номер заявки должен быть вам сообщен в день ее получения. По этому номеру в будущем вы сможете отслеживать судьбу этого документа.

Шаг 5. Проверка заявки и получение сертификата

Проверка заявки может занять много времени: обычно данный процесс, как и последующая регистрация, в общей сложности занимает около 2 лет. В течение этого времени специалистами Роспатента осуществляется проверка правильности поданных вами документов и сопоставление заявленного логотипа с уже имеющимися в реестре (а это труд весьма кропотливый). В период проверки специалисты могут неоднократно связываться с лицом, регистрирующим знак, также они вправе запрашивать дополнительную информацию или необходимые документы.

Если причин для отказа в регистрации нет, то лицу, продвигающему товарный знак, останется оплатить после одобрения государственную пошлину за выдачу сертификата и получить его. Именно этот документ является подтверждением исключительных прав на товарный знак и подтверждает соответствующий правовой статус последнего.

Затем Роспатент вносит сведения о товарном знаке в реестр и публикует его в ежемесячно обновляемом официальном источнике. Сертификат действителен в течение 10 лет, по истечении которых срок можно продлевать.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши вопросы