Каковы особенности оформления страхового депозита при аренде квартиры?

8934 1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

При передаче в аренду жилого помещения возникают определенного рода договорные правоотношения, урегулированные нормами главы 35 ГК РФ. Страховой депозит при аренде квартиры является способом обеспечения интересов собственника в случае порчи имущества, возникновения задолженности по коммунальным платежам и иного вреда, причиненного нанимателем.

Само понятие страхового депозита не урегулировано какими-либо нормативно-правовыми актами и вытекает скорее из обычаев делового оборота, принятых в данной сфере деятельности.

При заключении договора аренды жилого помещения, как правило, наймодателем выдвигается условие внесения некой гарантийной суммы на случай причинения ущерба помещению, мебели, бытовой технике, которое может иметь место в результате проживания нанимателя, членов его семьи и пр. в течение срока аренды жилья. Сумма такого платежа приравнивается к сумме арендной платы за месяц.Каковы особенности оформления страхового депозита при аренде квартиры?

Нюансы заключения договора найма жилья с условием о внесении страхового депозита

Порядок внесения страхового депозита не урегулирован детально законодательством и составление отдельного документа об условиях внесения, использования и возврата депозита не требуется. Все это прописывается в договоре аренды отдельным пунктом.

С точки зрения закона и здравого смысла договор заключается для того, чтобы гарантировать сторонам соблюдение их прав и обязанностей, а также возможность защиты своих интересов в случае недобросовестного исполнения договорных условий одной из сторон.

Для соблюдения требований, предъявляемых к договорам найма жилых помещений необходимо:

  • заключать договор исключительно в письменной форме;
  • обязательно включить пункт о внесении нанимателем гарантийного платежа, с четким указанием его размеров в твердой денежной сумме, рисков, которые могут покрываться этим платежом, порядке и сроках его возврата, методике определения вреда, причиненного нанимателем жилого помещения имуществу наймодателя, порядке решения спорных ситуаций.

Факт получения наймодателем суммы страхового депозита необходимо зафиксировать письменно. Достаточно расписки в простой письменной форме, желательно наличие подписи двух свидетелей. Если же нанимателем является юридическое лицо, то необходим кассовый документ о получении наймодателем суммы страхового депозита .

Акт приема-передачи имущества, как гарантия защиты прав сторон

Несмотря на то, что обязательность составления акта приема-передачи арендованного имущества при заключении договора найма законодательством прямо не предусмотрена, доказать наличие вреда, причиненного действиями нанимателя имуществу наймодателя без составления такового не представится возможным. Без его составления вопрос о возвращении страхового депозита будет зависеть от порядочности наймодателя, поскольку доказать что поцарапал любимую тумбочку бабушки нанимателя не ваш ребенок, « а оно так и было» вы не сможете, а следовательно и недобросовестный владелец жилья всегда найдет недочеты в сдаваемом вами помещении.

Для обеспечения защиты интересов обеих сторон необходимо составить такой акт в простой письменной форме и перечислить в нем абсолютно все ценное имущество, передаваемое в аренду. Необходимо указать не только перечень имущества, но и его индивидуальные признаки, то есть не просто, к примеру, стол письменный, а стол письменный, двухтумбовый, шпонированный дубом, темного цвета, без видимых повреждений, царапин, сколов и пр.

Возврат страхового депозита

Распространенной ошибкой при заключении договора найма в части условий использования гарантийного платежа является указание на то, что способ обеспечения обязательств, коим и является гарантийный платеж, может быть использован в качестве платы за последний месяц аренды. Такого положения следует избегать, поскольку предусматривая возможность зачисления данной суммы в счет арендных платежей, наймодатель лишает себя возможности компенсировать возможный ущерб, причиненный предмету аренды или его составным частям.

Каковы особенности оформления страхового депозита при аренде квартиры?

Существует один важный момент, о котором зачастую умалчивают недобросовестные наймодатели. Согласно положениям ст.622 ГК РФ вещь должна быть возвращена в том же состоянии, но с учетом естественного износа. И наличие этого нормального, естественного износа не является основанием для компенсации такового путем взыскания страхового депозита. К примеру, самые дорогие и роскошные шторы могут выгореть на солнце и утратить свой первоначальный вид, ковровое покрытие в результате его эксплуатации может изменить свои характеристики, мелкие потертости на обоях, следы эксплуатации на бытовой технике не являются рисками, которые покрываются за счет гарантийного депозита.

Как правило, условия внесения страхового депозита не прописываются при передаче в аренду жилых помещений в неудовлетворительном техническом состоянии, без мебели и бытовой техники.

В любом случае при заключении договора найма следует строго соблюдать требования ГК РФ, а также не забывать об обязанности наймодателя производить уплату налогов с полученного в результате передачи в аренду имущества дохода. При невыполнении последнего пункта, обратиться за защитой своих интересов в суд наймодатель не сможет, а у нанимателя будут в наличии рычаги воздействия на наймодателя в виде угроз сообщить в контролирующие органы о незадекларированном доходе, что приведет к негативным последствиям для наймодателя в первую очередь.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши вопросы
Спасибо! я думаю, статья поможет мне составить заявление в прокуратуру для возврата мне депозита за комнату.
Ответить