Что говорит ФЗ об административном надзоре?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Административный надзор — это новая мера, предусмотренная для людей, отбывших уголовное наказание. Надзор предполагает, что за освобожденным наблюдает полиция, а сам он подвергается некоторым ограничениям. Разберемся, в чем именно состоят эти ограничения и каковы полномочия сотрудников МВД при осуществлении надзора. 

Причины принятия ФЗ об административном надзоре

Что говорит ФЗ об административном надзоре?

Понятие «административный надзор» по отношению к лицам, недавно отбывшим наказание, было введено в российское законодательство с принятием в 2011 году федерального закона «Об административном надзоре…» от 06.04.2011 № 64. Ранее это понятие тоже употреблялось, однако речь шла прежде всего о контроле соответствующими органами федеральной, региональной и местной администрации различных видов экономической деятельности. С другой стороны, подобный вид надзора существовал еще во времена СССР на основании положения, принятого в 1966 году (было отменено в 2009 году).

Основной причиной принятия нового закона и введения понятия административного надзора является высокий уровень рецидивов среди лиц, уже судимых и понесших наказания. До половины преступлений, фиксируемых МВД РФ, совершается именно лицами, ранее лишавшимися свободы. Особенно велик процент рецидивистов среди отбывавших наказание сроком от 3 до 10 лет. Чтобы побороть тенденцию, решено было дополнить систему наказаний административным надзором со стороны полиции за теми, кто уже освобожден, но чья судимость еще не снята.

Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор:

  1. Предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников.
  2. Индивидуальное воздействие на судимых граждан с целью их исправления.

В чем именно состоит административный надзор?

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано в силу ст. 11 ФЗ № 64:

  1. Не менять место жительства или работы, не уведомив сотрудников МВД.
  2. По первому же вызову являться и давать объяснения, если возникают вопросы по соблюдению режима надзора.
  3. Сообщать обо всех поездках за пределы города или района.

Кроме того, на поднадзорного дополнительно могут быть наложены обязанности, предусмотренные ст. 4 ФЗ № 64:

  • быть дома в определенное время (например, по ночам);
  • не посещать определенные места (питейные заведения, школы, детские сады, рынки, вокзалы и т. п.);
  • являться не по вызову, а по определенному графику не менее 1 раза за месяц и т. д.

Конкретный режим, который должен соблюдать поднадзорный, определяется исходя из его личных данных и обстоятельств, при которых он ранее совершил преступление. Ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, могут быть как усилены, так и ослаблены (решение принимается начальником УВД/РОВД, на территории которого проживает поднадзорный).

За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания

Согласно ст. 3 ФЗ  64 надзору подвергаются лица, у которых не снята и не погашена судимость за совершение преступлений:

  • относящихся к категории тяжких или особо тяжких;
  • умышленно совершенных против детей и подростков;
  • совершенных при рецидиве.
  • двух и более преступлений в сфере оборота наркотическими средствами.

В отношении этих лиц административный надзор устанавливается, если соблюдены следующие условия:

  1. Находясь в местах лишения свободы, осужденный злостно нарушал внутренний порядок.
  2. Уже освободившись, человек за год совершил два и более нарушения общественного порядка и был привлечен за это к административной ответственности.

При этом есть категории лиц, для которых административный надзор устанавливается в любом случае. К ним относятся:

  • совершившие половые преступления против несовершеннолетних (сюда же относятся и люди, страдающие педофилией, но при этом признанные судом вменяемыми);
  • совершившие преступления, относящиеся к категории опасного или особо опасного рецидива;
  • совершившие ранее, во время нахождения под административным надзором, преступление, за которое были направлены в места лишения свободы.

Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре

Нормы ФЗ № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года конкретизируются ведомственным приказом МВД «О порядке осуществления…» № 818 от 8 июля 2011года. Этот документ устанавливает порядок действий ответственных лиц, осуществляющих административный надзор. В соответствии с приказом, сотрудники МВД из соответствующих подразделений:

  • ведут дела на лиц, в отношении которых судом введена такая мера, осуществляют регистрацию и учет поднадзорных;
  • при необходимости запрашивают документы из колоний, где поднадзорные отбывали наказание;
  • истребуют материалы о поведении поднадзорного по месту его проживания или работы;
  • вызывают и опрашивают лицо, подвергнутое административному надзору, проводят с ним профилактические беседы, разъясняют его права и обязанности;
  • оформляют маршрутные листы при переезде поднадзорных.

Основная же тяжесть работы по осуществлению административного надзора ложится на участковых. Именно они осуществляют фактический контроль за соблюдением ограничений поднадзорными, контролируют их по месту жительства не реже чем раз в месяц и при необходимости задерживают нарушителей.

Задержание и наблюдение за поднадзорными, находящимися на улицах, осуществляют также сотрудники ППС. Фактически тем или иным образом в осуществление административного надзора включены дополнительно линейные отделы на транспорте, уголовный розыск, ГИБДД и другие структуры МВД (без отрыва от основных задач).

Сроки по закону об административном надзоре

Административный надзор устанавливается только судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ — новым нормативным актом, введенным в действие в 2015 году. Заявление о введении надзора могут подать:

  1. Администрация учреждения, где лицо отбывало или еще отбывает наказание (надзор может устанавливаться и заранее — в этом случае он вступает в действие с момента освобождения).
  2. Органы МВД.

Минимальный срок административного надзора составляет 1 год и по заявлению контролирующих органов МВД может продлеваться (но не свыше времени, установленного для того, чтобы судимость была погашена). Исключением являются педофилы: для них надзор устанавливается на тот же срок, что и медицинские меры, и время погашения судимости в этом случае обозначает лишь минимальный период.

Административный надзор может быть снят досрочно. Решение здесь тоже принимает суд, а заявление может подать как сам поднадзорный или его адвокат, так и контролирующий сотрудник МВД. Для этого требуются следующие условия:

Форма заявления
Скачать форму заявления
  1. Должно пройти не менее половины срока надзора.
  2. Поднадзорный должен положительно характеризоваться и выполнять все установленные обязанности.

Если суд отказал в досрочном снятии надзора, новое заявление может быть подано не ранее чем через полгода.

Кроме того, административный надзор может быть снят досрочно в следующих случаях:

  1. С поднадзорного снята судимость.
  2. Человек вновь совершил преступление и по приговору суда отправился отбывать наказание (в этом случае за его поведением будут следить уже сотрудники не МВД, а ФСИН, деятельность которых не включается в понятие административного надзора).

Если поднадзорный находится под стражей или безвестно отсутствует, срок приостанавливается.

Иные виды административного надзора

Понятие административного надзора шире, чем контроль за поведением осужденных. Дополнительно этим термином может обозначаться:

  • надзор, осуществляемый государственными органами в отношении различных отраслей деятельности (к примеру, финансовой);
  • надзор сразу за несколькими сферами общественной жизни.

Также административный надзор (в широком значении) включает в себя:

  • таможенный надзор;
  • сертификационный надзор;
  • промышленный надзор и т. д.

Именно поэтому, говоря об административном надзоре, часто необходимо уточнять, о чем конкретно идет речь.

***

Таким образом, рассматриваемая процедура призвана ограничить возможность вышедшим из тюрьмы осужденным осуществлять действия по неконтролируемому перемещению по территории страны, посещению определенных мест, с целью недопущения возможного рецидива.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться